Составители, авторы вступительных статей и комментариев
     И. С. Свенцицкая А. П. Скогорев
     М., "Когелет", 1999
     OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
----------------------------------------------------------------------------




     Предлагаемая   читателю   книга   содержит   ряд    позднеантичных    и
раннесредневековых  христианских  апокрифов,  связанных  с  именами  Иисуса,
Марии, Иосифа,  Иоанна  Крестителя,  а  также  тех,  кого  принято  называть
"свидетелями Христовыми", т. е. людьми, упомянутыми в Новом завете,  которые
видели Христа, как, например, Никодим или Иосиф из Аримафеи. О  судьбе  этих
людей, как и  о  кончине  Марии  и  Иосифа  в  священных  книгах  ничего  не
говорится. В то же время в среде верующих начиная со II в. возрастал интерес
ко всему, что прямо или косвенно было связано с  земной  биографией  Христа,
которую  народная  фантазия  расцвечивала  самыми  невероятными  чудесами  и
событиями. Они были порой заимствованы из  фольклора,  из  устных  преданий,
передаваемых  проповедниками,   а   порой   сконструированы   благочестивыми
переписчиками,  обрабатывавшими  такие  сказания  с  тем,  чтобы  облечь   в
доступную для бывших язычников  форму  положения  христианского  вероучения.
Подобные рассказы должны были также ответить на вопросы, волновавшие рядовых
верующих: как будут наказаны враги  Иисуса,  какая  судьба  постигла  Понтия
Пилата, какие конкретно муки уготованы грешникам, кто может стать защитником
раскаявшихся? Ответы на эти  вопросы  верующие  получали  из  многочисленных
писаний, в которых отражалось то, что можно назвать "народным христианством"
и что существенно расходилось и с новозаветной, традицией и с учением  отцов
Церкви.
     Ортодоксальная Церковь (и православная, и католическая)  не  признавала
внеканонические писания источниками вероучения, считая  их  апокрифическими,
т. е. тайными, подложными. Некоторые из  них  были  запрещены  ("отречены"),
некоторые - как, например, "Сошествие Христа во ад" или "Успение  Марии",  -
стали основой церковного предания в православии и  католичестве,  хотя  сами
тексты священными признаны не были (протестанты всех  направлений  церковное
предание    отрицают).    Однако,    невзирая    на    запреты,    тяга    к
занимательно-нравоучительному   чтению    была    такова,    что    апокрифы
переписывались, переводились на разные языки  и  многие  рукописи  дошли  до
нашего времени.
     Чтобы показать популярность позднехристианских  апокрифов,  составители
дают переводы разных апокрифов с различных языков  (латинского,  греческого,
славянских и т. п.). Особняком среди апокрифов, представленных в этой книге,
стоит позневизантийское писание "О священстве Иисуса", поскольку в нем Иисус
избирается священником Иерусалимского храма. Тем не менее составители  сочли
возможным именно в силу необычности включить его  в  книгу,  поместив  в  ее
конец. Большинство приведенных в этой книге апокрифов было уже  опубликовано
в  дореволюционное  время,  однако  для  широкого  читателя  эти  публикации
труднодоступны.  Переводы  сказаний  о  гибели  Пилата  и  описание  ада  из
греческой версии "Деяний Фомы" публикуются впервые.
     В качестве Приложения составители предлагают отрывок из "Деяний святого
апостола Фомы", где подробно описываются муки грешников в аду. Они  считают,
что такое описание явится своеобразным продолжением апокрифов о сошествии  в
ад Иисуса и о пребывании  в  аду  Иоанна  Крестителя;  оно  показывает,  как
развивались  массовые  христианские  представления  о   месте   и   способах
наказания, поскольку в евангелиях Нового завета все детали,  содержащиеся  в
апокрифе, отсутствуют.
     Текстам  апокрифов  предшествуют  небольшие  вступительные  статьи,   а
комментарии поясняют отдельные выражения, имена и термины.
     В заключение хочется напомнить, что приведенные в книге тексты  -  лишь
небольшая часть дошедшей до нас апокрифической христианской  литературы.  Мы
надеемся, что эта и дальнейшие публикации раскроют перед читателями  все  ее
разнообразие и богатство.

                                           И. С. Свенцицкая, А. П. Скогорев




     Во  II  в.  были  созданы  апокрифические  сочинения  "Сказания   Фомы,
израильского философа,  о  детстве  Христа"  (обычно  называемое  "Евангелие
детства  Фомы")  и  "История  Иакова  о  рождении  Марии"   ("Протоевангелие
Иакова"). Эти апокрифы, хотя и не были признаны Церковью,  получили  широкое
распространение, особенно на Востоке {1}. На Западе же против этих апокрифов
выступали некоторые отцы Церкви, в частности, Иероним (347-419),  переводчик
Библии на латинский язык. В этих сочинениях  братья  Иисуса,  упоминаемые  в
Новом завете, считались детьми Иосифа от первого брака, что Иероним признать
не мог, утверждая, что они двоюродные братья Иисуса.  Папа  Геласий  (V  в.)
также внес этот апокриф в число осужденных книг. Однако  тяга  к  литературе
занимательной  и  одновременно  назидательной,  переполненной  рассказами  о
чудесах, была очень велика.  Примерно  в  IX-X  вв.  складывается  латинская
версия детства  Марии  и  Иисуса,  основанная  на  более  ранних  евангелиях
детства. Это сочинение носило название "Книга о рождении Благодатной Марии и
детстве Спасителя". По существу, она состояла  из  двух  апокрифов,  которые
иногда выступали под отдельными заголовками - "Книга о рождении святой Девы"
и "Книга о детстве Спасителя". Существует  и  более  краткая,  исправленная,
версия, включавшая подложную переписку Иеронима  с  епископами  Хромацием  и
Илиодором. В этих письмах  епископы  интересуются  подлинностью  апокрифа  о
рождении Марии и детстве Иисуса, Иероним же отвечает им, что эта книга  была
написана самим евангелистом Матфеем "под покровом  букв  еврейских"  (т.  е.
по-арамейски), но он имел намерения ее публиковать. Так как апокриф  вызывал
разные толкования,  Иероним  решил  перевести  его  и  тем  самым  "раскрыть
заблуждения ереси".
     Подложность  этой  переписки  не  вызывает  сомнений,  тем  более   что
отношение Иеронима к историям детства достаточно хорошо известно. Упоминание
имени  Матфея,  евангелиста  и  апостола,  было  связано  прежде  всего   со
стремлением придать авторитет распространенным сказаниям, заимствованным  из
более ранних апокрифов, но не совпадающих полностью  с  ними.  Включение  же
имени  Иеронима  в  эту  легенду  должно  было  придать   ей   еще   большую
достоверность, так как среди писателей II-IV вв. бытовало мнение, что Матфей
свое евангелие написал по-арамейски {2}. Этим евангелием  пользовались  одна
из самых  ранних  христианских  групп  -  эбиониты  (по-арамейски  "нищие").
Иероним утверждал, будто он видел арамейский текст  Евангелия  от  Матфея  в
библиотеке города Кесарии в Палестине, где он  разыскивал  старые  рукописи.
Таким  образом,  у  почитателей  латинской  версии  Евангелия  детства  была
возможность объявить ее именно  тем  писанием  Матфея,  о  котором  сообщали
христианские авторы первых веков нашей эры. Разумеется, ничего общего  ни  с
каноническим Евангелием от Матфея,  ни  с  дошедшими  до  нас  отрывками  из
евангелий, которым пользовались эбиониты и другие группы иудео-христиан {3},
эта версия не имеет. В  научной  литературе  латинское  сочинение  "Книга  о
рождении Благодатной Марии и детстве Спасителя" получила название "Евангелие
Псевдо-Матфея".
     По своей структуре оно повторяет "Протоевангелие Иакова"  и  "Евангелие
детства Фомы", откуда прямо  заимствует  многие  описания.  Однако  чудесный
элемент в повествовании Псевдо-Матфея  заметно  усилен.  Если  в  "Евангелии
детства" чудеса творит ребенок Иисус в возрасте пяти  лет,  то  в  латинском
апокрифе Младенец с самого рождения говорит и действует  как  "зрелый  муж",
сознательно творя чудеса. Идея Божественной сущности Иисуса и видимости  его
человеческой  сущности  здесь  выражена  еще  ярче  и  определеннее.   Иисус
выступает как космический владыка, которому подчиняются все люди,  животные,
растения. В апокриф введены и совсем сказочные существа  -  драконы  (в  чем
можно видеть отражение древних языческих верований). Согласно этому апокрифу
Иисус с самого рождения властен над небесами: он переселяет пальму в рай  и,
таким  образом,  выступает  подобно  Богу-Отцу  создателем  райского   сада,
представление о котором формировалось в ветхозаветной литературе.
     В  "Евангелии  Псевдо-Матфея"  появляется  идея,  которой  не  было   в
"Евангелии детства Фомы", - признание Иисуса римскими властями (или властями
вообще, поскольку создатели латинского апокрифа могли не знать, что Египет в
I в.  н.  э.  управлялся  римлянами):  правитель  египетского  города  сразу
поклоняется Божественному Младенцу. В средние века борьба с  идопоклонством,
т. е. с языческими культами была уже не столь актуальна (в народном сознании
пережитки язычества переплелись с христианскими верованиями), поэтому победа
Христа над язычеством мгновенна: идолы падают  и  разбиваются,  лишь  только
Мария с Младенцем приближаются к ним.
     В  апокрифе  появляется  дьявол,  который  направляет  действия  людей,
выступающих против мальчика Иисуса. Для человека Средневековья вера в  козни
дьявола играла не меньшую роль, чем вера в Христа.
     "Евангелие Псевдо-Матфея"  имело  своим  источником  не  только  ранние
писания, посвященные  детству  Иисуса  и  его  Матери,  но  также  и  другие
сказания, которые были распространены и в западных, и в  восточных  областях
христианского мира. В одной из арабских версий путешествие Святого семейства
в Египет дополнено рассказом о встрече с разбойниками. Два разбойника -  Тит
и Думах  (первое  имя  -  римское,  что,  возможно,  указывает  на  западное
происхождение рассказа) - напали на Иосифа и Марию с Младенцем.  Тит  просил
Думаха освободить их, но тот ни за что не соглашался. Тогда Тит  дал  своему
товарищу сорок драхм в качестве выкупа за Святое семейство.  Младенец  Иисус
предрекает, что оба разбойника будут распяты вместе с ним:  Думах  по  левую
руку, а Тит по правую, и тот попадет вместе с ним в рай. Идея  предсмертного
покаяния, которое спасло разбойника, - столь  важная  для  первых  христиан,
полагавших, что раскаяться никогда не  поздно,  -  показалась  недостаточной
создателям апокрифа: разбойник еще раньше  имел  заслуги  перед  Иисусом,  и
судьба его была Христом предрешена.
     Католическая Церковь вплоть до XVI  в.  неоднократно  выступала  против
апокрифических рассказов о детстве Иисуса. О  канонизации  этих  писаний  не
могло быть и речи. Поэтому  в  подложной  переписке  Иеронима  с  епископами
специально оговорено, что Иероним не ставит своей целью  причислить  писание
Матфея к книгам каноническим. Хотя Церковь  выступала  против  использования
этого апокрифа даже для домашнего чтения, популярность его была  чрезвычайно
велика. В IX в. в церкви св. Павла в Риме  были  созданы  росписи  на  сюжет
истории Иоакима и Анны (правда, вторая часть апокрифа - о детстве  Спасителя
- в богослужение не проникла).
     "Евангелие  Псевдо-Матфея"  как  бы  завершает  длинный  ряд  сказаний,
сюжетно выходящих за рамки Нового завета, о детстве Богоматери и Иисуса.



     1. Тексты и комментарии к этим апокрифам опубликованы в  кн.:  Апокрифы
древних христиан / Сост. И.С. Свенцицкая и М.К. Трофимова. М., 1989. С.  101
-129; Свенцицкая И.С. Апокрифические евангелия. М., 1996. С. 129-188.
     2. Евсевий Кесарийский (IV в.) в  своей  "Церковной  истории"  передает
слова писателя II в. Папия, что Матфей записал слова  Господа  на  еврейском
языке, а переводил их кто как мог (III: 39); о  существовании  евангелия  на
еврейском (т. е. арамейском) языке писал и Иероним в комментариях  на  книгу
пророка Исайи, и Епифания -  автор  книги  "Панарион",  направленной  против
ересей.
     3. Фрагменты древних иудео-христианских евангелий опубликованы  в  кн.:
Апокрифы  древних  христиан.  С.  66-70;  Свенцицкая  И.  С.  Апокрифические
евангелия. С. 85-86.


     Книга о рождении Благодатной  Марии  и  детстве  Спасителя,  написанная
по-еврейски блаженнейшим евангелистом  Матфеем  и  переведенная  по-латински
блаженным Иеронимом пресвитером

     I. Был в Израиле некий человек по имени Иоаким, из колена  Иудова,  пас
он овец своих, страшась Бога в простоте и праведности сердца  своего,  и  не
имел иной заботы,  кроме  как  о  стадах  своих,  получая  от  них  все  для
пропитания боящихся Бога, предлагая двойные  жертвы  в  страхе  Господнем  и
поддерживая колеблющихся.
     Он делил на три части стада свои, имущество свое и все то, чем владел.
     Отдавал он одну часть вдовам, сиротам, странникам и  бедным;  другую  -
тем, кто были посвящены на служение Богу, а третью он сохранял  для  себя  и
дома своего. Бог размножил стадо его, и не  было  подобного  во  всей  земле
Израильской. А начал он дело это с пятнадцатого года жизни своей.
     Когда ему исполнилось двадцать лет, он взял в жены Анну,  дочь  Исахара
{1}, которая была из того же колена, что и он, из  колена  Иудова,  из  рода
Давидова, и, прожив с нею двадцать лет, не имел от нее детей.
     II. В дни праздника в числе приносивших дары Господу пришел  и  Иоаким,
предлагая свои дары перед Господом.
     И один из книжников  храма,  по  имени  Рувим,  приблизившись  к  нему,
сказал: "Не надлежит  тебе  участвовать  в  жертвоприношениях,  предлагаемых
Богу, ибо не благословил тебя Бог  и  не  дал  тебе  потомство  в  Израиле".
Посрамленный перед народом, Иоаким плача удалился из храма и не  вернулся  к
себе домой, но пошел к стадам своим. Он ушел с пастухами в  горы,  в  страну
отдаленную, и пять месяцев Анна, жена его, не имела никаких известий о нем.
     Она с плачем молилась и говорила:  "Господь  всемогущий,  Бог  Израиля,
отчего не дал Ты мне детей и зачем отнял у меня мужа? Я не знаю, умер ли он,
и не знаю, как сделать, чтобы не остался он без погребения".
     Горько плача, она пошла домой и простерлась в молитве, обращая мольбы к
Господу. Поднявшись же, возвела она очи к Богу и  увидела  гнездо  птицы  на
ветке лавра, и, рыдая, возвысила голос к  Богу,  и  сказала:  "Господи  Боже
всемогущий, давший потомство и плодородие всякой твари, и зверям, и змеям, и
рыбам, и птицам, давший им радоваться на своих  детенышей,  я  приношу  Тебе
благодарность, ибо Ты приказал мне одной  быть  лишенной  милостей  благости
Твоей, ибо Ты знаешь, Господи, тайну моего сердца, и  я  сотворила  обет  от
начала пути моего, что если Ты дашь мне сына или дочь, я посвящу их  Тебе  в
святом храме Твоем".
     Когда она сказала это, вдруг ангел Господень  явился  перед  лицом  ее,
говоря: "Не бойся, Анна, ибо твой отпрыск предрешен Богом и тот, кто родится
от тебя, будет в почитании во все века до окончания их". И, сказав  это,  он
исчез.
     Она, дрожащая и устрашенная тем, что видела подобное  и  слышала  такие
слова, вошла в комнату свою, и упала на постель как мертвая, и весь  день  и
всю ночь пребывала в молитве и великом ужасе.
     Потом она призвала к себе служанку свою и сказала ей: "Ты  видела  меня
убитой вдовством и поверженной в горесть, и ты не захотела прийти ко мне". И
служанка ответила, ворча: "Если Бог наказал тебя бесплодием и удалил от тебя
мужа, что же я могу сделать для тебя?" Услышав это, Анна возвысила  голос  и
громко заплакала.
     III В то время появился юноша в горах, где Иоаким  пас  свое  стадо,  и
спросил его: "Почему не возвращаешься ты к жене своей?" И сказал Иоаким:  "Я
имел ее двадцать лет, но Бог не захотел, чтобы у меня были от нее сыновья, я
был изгнан с поношением из храма: зачем же я  возвращусь  к  ней?  Я  раздам
через моих слуг бедным, вдовам, сиротам и служителям Бога  имения,  которыми
она пользуется".
     Когда он сказал это, юноша ответил ему: "Я  ангел  Божий,  и  я  явился
твоей жене, которая плакала и молилась, и я утешил ее,  ибо  ты  покинул  ее
сокрушенную великой печалью. Знай о твоей жене, что она зачнет Дочь, которая
пребудет в храме Бога, и Дух Святой почиет на Ней, и благословение Ее  будет
на всех святых женах, ибо никто не сможет сказать, что была раньше  подобная
Ей, и не будет в последующих веках никого подобной Ей, и  отрасль  Ее  будет
благословенна, и Сама  Она  будет  благословенна  и  станет  Матерью  вечной
благодати. Спустись же с горы, и возвратись к жене своей,  и  возблагодарите
оба Бога Всемогущего".
     Поклонившись ему, Иоаким сказал: "Если  я  обрел  милость  пред  тобою,
отдохни немного в шатре  моем,  благослови  меня,  слугу  твоего",  И  ангел
ответил: "Не говори "слуга твой", ибо я товарищ твой, мы  оба  слуги  одного
Господа; пища моя невидима и напиток мой не увидят  смертные.  Итак,  ты  не
должен просить меня войти в шатер твой, но то,  что  хотел  предложить  мне,
принеси во всесожжение Богу".
     Тогда Иоким взял ягненка без порока и сказал ангелу: "Я не  дерзнул  бы
принести жертву, если бы твое повеление не дало мне права  исполнить  святое
служение". И сказал ангел: "Я не призвал бы тебя к принесению  жертвы,  если
бы не знал воли Божией". И когда Иоаким принес Богу жертву, ангел  Господень
вознесся на небеса вместе с благоуханием и дымом жертвы.
     Тогда Иоаким упал ничком и оставался так с шести часов до вечера. Слуги
его и нанятые им люди, придя и застав  его  в  этом  состоянии,  ужаснулись,
полагая, что он умирает, приблизились и с трудом подняли его с земли.
     Когда  он  рассказал  им,  что  видел,  они  были  охвачены  величайшим
изумлением и удивлением и убеждали его исполнить без замедления, что повелел
ангел, и поспешно возвратиться к своей жене.
     И когда Иоаким рассуждал, должен он возвращаться или нет,  сон  охватил
его. И ангел Господень, который являлся ему в бодрствовании, явился  ему  во
время сна, говоря: "Я ангел, которого Бог дал тебе хранителем {2}. Сойди  [с
горы] без страха и возвратись к Анне, ибо дела милосердия, которые  совершил
ты, как и жена твоя, вознесены пред Всевышним, и дана вам  отрасль  [ветвь],
какой никогда ни пророки, ни святые не имели от  начала  и  не  будут  иметь
никогда".
     Проснувшись, Иоаким позвал стороживших стада его и  рассказал  им  свой
сон. И они поклонились Господу и сказали: "Смотри не противься дальше ангелу
Божию, но встань и отправимся, пойдем медленно, давая пастись стадам".
     Через тридцать дней ангел Господень явился Анне,  которая  пребывала  в
молитве, и сказал ей: "Иди к воротам, которые называют золотыми,  и  встреть
мужа своего, ибо он придет к тебе сегодня".
     Она, встав поспешно, отправилась со служанками и стояла  у  ворот  тех,
плача. И так она долго ждала, что  была  готова  лишиться  чувств  от  этого
ожидания, но, подняв глаза, увидела Иоакима, который шел со стадами  своими.
Анна побежала и пала на шею его, благодаря Бога и говоря: "Я была вдовой,  и
вот я больше не буду неплодной и я зачну".
     И была великая радость между всеми родственниками и знавшими их, и  вся
земля Израилева веселилась от этой вести.
     IV. После того Анна зачала, и когда исполнилось девять месяцев,  родила
дочь и дала Ей имя Мария. Когда она отняла Ее от груди на третьем году,  они
пошли вместе, Иоаким и жена его  Анна,  в  храм  Господа  и,  принеся  дары,
вручили дочь свою Марию, дабы Она была принята к девушкам,  которые  день  и
ночь пребывали в хвале Господу. Когда Ее поставили перед храмом Господа, Она
поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не  оборачиваясь  назад  и  не  зовя
родителей, как обычно делают дети. Все были  исполнены  удивления  при  виде
этого, и священники храма были в изумлении.
     V. Когда Анна, исполнившись Духа Святого, сказала перед всеми: "Господь
Бог сил вспомянул слово Свое и посетил народ  Свой  святым  явлением  Своим,
дабы унижены были племена, поднимавшиеся на нас, и привлечены были сердца их
к Нему. От отверз уши Свои к молитвам  нашим  и  отвел  от  нас  оскорбления
врагов наших. Женщина неплодная стала матерью, и родила  она  на  радость  и
веселие Израилю. Я могу теперь принести дары мои Господу, а враги мои хотели
воспрепятствовать мне. Господь поверг  их  передо  мною  и  дал  мне  вечную
радость".
     VI. Мария была предметом удивления для всего народа.  В  три  года  она
ходила степенно и  так  всецело  отдавалась  восхвалению  Господа,  что  все
изумлялись и восхищались. Она  не  походила  на  младенца,  а  казалась  уже
взрослой и исполненной  лет,  -  с  таким  прилежанием  и  постоянством  она
возносила моления. Лицо Ее блистало, словно снег,  и  с  трудом  можно  было
смотреть на него. Она прилежно занималась рукодельными работами по шерсти, и
все, чего взрослые женщины не могли сделать, Она показывала им, будучи еще в
таком нежном возрасте.
     Она поставила себе за правило предаваться молитве с утра до трех  часов
и заниматься ручными работами с трех часов до девяти. И после  девяти  часов
Она не переставала молиться, пока ангел  Господень  не  являлся  Ей,  и  Она
получала пищу из рук его {3}, дабы более и более преуспевать в любви Божьей.
     Из всех других девиц старше Ее, с которыми Она обучалась служению Богу,
не было другой, которая  была  бы  более  исполнительной  в  бдениях,  более
сведущей в мудрости Закона Божия, более исполненной смирения,  лучше  певшей
псалмы  Давидовы,  более  милосердной  в  благотворении,  более   чистой   в
целомудрии, более совершенной во всякой добродетели.
     Никто никогда не слышал от Нее дурного слова, никто никогда не видел Ее
в гневе. Все речи Ее были исполнены милосердия, и истина исходила из уст Ее.
Она всегда была занята молитвой или размышлением о Законе Божием.
     Она простирала заботы свои на своих подруг, боясь,  чтобы  какая-нибудь
из них не согрешила словом,  или  не  смеялась  громко,  не  была  исполнена
гордости, или нехорошо поступила по отношению к отцу или матери своим.
     Благословляя Бога непрерывно, тем, кто приветствовал Ее, дабы не  могли
они оторвать Ее от хвалы к Богу, Она отвечала: "Благодарение Господу". И  от
Нее пошел обычай, принятый благочестивыми  людьми,  отвечать  приветствующим
их: "Благодарение Господу". Она вкушала пищу, которую ежедневно получала  из
рук ангела, а ту пищу, которую давали Ей  священники  храма,  Она  раздавала
бедным. Очень часто  видели,  как  ангелы  беседовали  с  Ней  и  с  великим
почтением повиновались Ей. И если кто-нибудь, одержимый немощью,  прикасался
к Ней, то становился здоровым тотчас же.
     VII. Священник Авиафар принес  большие  дары  священнослужителям,  дабы
отдали  Марию  в  жены  его  сыну.  Мария  воспротивилась   этому,   говоря:
"Невозможно, чтобы я познала мужа или муж познал  меня".  Священники  и  все
родственники Ее говорили Ей: "Чадами прославляется Бог, как всегда это  было
в народе израильском".  Мария  ответила:  "Бог  прежде  всего  прославляется
целомудрием. До Авеля не было праведника между людьми, и он был приятен Богу
за жертвоприношение свое, и он был злобно убит тем, кто  был  неугоден  Богу
{4}. Он стяжал два венца - жертвы и девственности, ибо тело  его  оставалось
свободным от осквернения. И, далее, Илия, пребывая в этом мире, вознесся  на
небо, ибо сохранил тело свое в девственности. Я с  детства  узнала  в  храме
Господнем, что девственница может быть угодной Богу, и я  приняла  в  сердце
своем решение совсем не знать мужа".
     VIII. Когда же Мария достигла четырнадцатилетнего возраста {5}, фарисеи
сказали, что, по обычаю, женщина не может долее оставаться в храме. И решили
послать глашатая ко всем коленам Израилевым,  дабы  все  сошлись  на  третий
день. Когда народ собрался, Авиафар-первосвященник поднялся на самую высокую
ступень, чтобы видел и слышал его весь народ.
     И когда наступило великое молчание,  он  сказал:  "Внимайте  мне,  чада
Израиля, и да примут уши ваши  мои  слова.  С  тех  пор  как  храм  сей  был
воздвигнут Соломоном, в нем пребывало  много  девиц,  достойных  восхищения,
дочерей царей, пророков и священников; достигнув приличествующего  возраста,
они вышли замуж и были угодны Богу, следуя обычаю тех, кто был  прежде  них.
Но ныне, с Марией, вводится новый путь угождения Господу, ибо Она  сотворила
Богу обет сохранить девственность, и я полагаю, что  по  прошению  нашему  и
ответу Бога мы узнаем, кому Она должна быть вручена для хранения".
     Эта речь понравилась собранию, и священники тянули жребий о  двенадцати
коленах Израилевых, и пал жребий на колено Иудино, и  первосвященник  сказал
на другой день: "Пусть все, у кого нет жены, придут и принесут посох в  руке
своей".
     И Иосиф пришел вместе с юношами и принес посох свой.
     Когда все отдали  посохи  первосвященнику,  он  принес  жертву  Богу  и
вопросил Господа, и ответил ему  Господь:  "Отнесите  все  посохи  в  Святая
святых {Особое помещение в Иерусалимском храме.} и  прикажи  всем  тем,  кто
принес их, прийти на следующее утро, дабы ты возвратил им их.  И  выйдет  из
конца одного из посохов голубица, которая улетит на небо, и тому, чей  посох
будет отмечен этим знамением, должна быть поручена для хранения Мария".
     На другой день все они пришли, и первосвященник, возжегши фимиам, вошел
в Святая святых и вынес посохи. И когда он раздал их все, в количестве  трех
тысяч, ни из одного из них  не  вылетела  голубица.  Первосвященник  Авиафар
снова надел священные одежды и двенадцать колокольчиков и,  войдя  в  Святая
святых, предложил жертву.
     Когда он пребывал в молитве, ангел явился ему, говоря: "Вот этот  малый
посох, который ты принял за ничто; когда ты возьмешь его и  отдашь,  на  нем
явится знамение, которое я указал тебе". Этот посох принадлежит Иосифу,  был
он старый и жалкий, и Иосиф не хотел спросить  свой  посох  из  боязни  быть
вынужденным взять Марию.
     В то время как он смиренно стоял позади  всех,  первосвященник  Авиафар
закричал: "Приди и возьми свой посох,  ибо  тебя  ждут".  Иосиф  приблизился
устрашенный тем, что первосвященник позвал его,  сильно  возвысив  голос.  И
когда он протянул руку, чтобы принять свой посох, тотчас же из  конца  этого
посоха вылетела белоснежная голубка необыкновенной красоты  и,  долго  летав
под сводами храма, устремилась к небесам.
     Тогда весь народ приветствовал старца, говоря: "Блажен  ты  в  старости
своей, и Бог избрал и указал тебя, дабы Мария была поручена тебе". И сказали
ему священники: "Прими Ее, ибо на тебя пало избрание Божие". Иосиф, оказывая
им великое почтение, ответил в смущении: "Я стар, у меня есть сыновья, зачем
даете вы мне Ее?"
     Тогда сказал ему первосвященник Авиафар: "Вспомни, Иосиф,  как  погибли
Дафан и Авирон {6}, потому что они презрели волю Бога; с тобой  случится  то
же, если ты будешь противиться тому, что Бог тебе приказывает".
     Иосиф ответил: "Я не противлюсь воле Божией, я хотел бы знать,  который
из моих сыновей должен взять Ее  женой.  Пусть  дадут  Ей  несколько  девиц,
подруг Ее, с которыми Она жила бы в ожидании".
     Тогда сказал первосвященник Авиафар: "Ей дадут нескольких  девиц,  дабы
утешить Ее, пока наступит день, когда ты примешь Ее. Ибо Она не  может  быть
соединена браком ни с кем другим".
     И взял Иосиф Марию с пятью девицами, чтобы они жили вместе в его  доме.
Этих девиц звали Ревекка, Сафора, Сусанна, Авигея  и  Захель,  и  священники
дали им шелку, льна и пурпура.
     Бросили они жребий о том, какая работа  достанется  каждой  из  них.  И
вышло, что жребий указал Марии прясть пурпур, дабы сделать завесу для  храма
Господня, и сказали Ей другие девицы: "Как Ты, младшая из всех,  удостоилась
получить пурпур?" И они принялись как бы в насмешку называть Ее царицей дев.
     И когда они говорили так между собою, ангел Господень явился среди  них
и сказал: "То, что вы говорите, не будет насмешкой, но  осуществится  вполне
точно". Они, устрашившись присутствием ангела и словами его,  стали  умолять
Марию простить их и молиться за них.
     IX. На другой день, когда Мария стояла у колодца {7},  ангел  Господень
явился Ей и сказал: "Блаженна Ты, Мария, ибо Господь уготовил жилище Себе  в
духе Твоем. Придет свет с неба, дабы обитать в Тебе и через Тебя  засиять  в
целом мире".
     И на третий день, когда Она приняла пурпур  руками  Своими,  явился  Ей
юноша, красоту которого невозможно описать. Увидев  его,  Мария,  охваченная
страхом, стала дрожать, и он сказал Ей: "Не бойся ничего, Мария;  Ты  обрела
милость у Бога. Ты зачнешь и родишь Царя, царство Которого будет  не  только
над всей землей, но и над небесами,  и  будет  царствовать  во  веки  веков.
Аминь".
     X.  Когда  это  происходило,  Иосиф  находился  в  Капернауме,  занятый
работами по своему ремеслу, ибо  он  был  плотником,  и  провел  там  девять
месяцев. Возвратившись в дом свой и  найдя  Марию  беременной,  он  задрожал
всеми членами своими и, полный тревоги,  воскликнул.  -  "Господи,  Господи,
прими дух мой, ибо лучше для меня умереть, чем  жить".  Но  девицы,  которые
были с Марией, сказали ему: "Мы знаем, что ни единый человек не прикасался к
Ней, мы знаем, что Она оставалась беспорочно в чистоте и девственности,  ибо
хранима Богом, и всегда пребывала в молитве.  Ангел  Господень  каждый  день
беседовал с Ней, пищу свою Она получает каждый день от ангела Господня.  Как
же мог оказаться на Ней какой-нибудь грех? Мы откроем тебе наши мысли,  если
ты хочешь: никто не мог сделать Ее беременной, разве ангел Господень!"
     Иосиф сказал: "Зачем пытаетесь вы меня обмануть и  заставить  поверить,
будто  ангел  Господень  сделал  Ее  беременной?  Может   быть,   кто-нибудь
представился ангелом Господним, чтобы обмануть Ее". Сказав это, он плакал  и
говорил: "С каким лицом пойду я в храм Божий? Как осмелюсь  я  взглянуть  на
служителей Божиих? Что делать мне?" И решил он скрыться и отпустить Марию.
     XI. В эту самую ночь, когда он решил скрыться в отдаленных  местностях,
ангел Господень явился ему во сне и сказал:
     "Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию женою своей,  ибо  то,  что
она носит в себе, - от Духа Святого. Она родит Сына,  который  будет  назван
Иисусом, Он спасет народ свой, и Он искупит его грехи".
     Иосиф, встав, возблагодарил Бога, рассказал Марии  и  девицам,  которые
были с Ней, свое видение  и  положил  утешение  свое  в  Марии,  говоря:  "Я
согрешил, ибо у меня было подозрение против Тебя".
     XII. После того  прошел  слух,  будто  Мария  беременна.  И  Иосиф  был
приведен служителями  храма  к  первосвященнику,  который  начал  вместе  со
священниками осыпать его упреками, говоря:
     "Зачем обманул ты брак Девы, настолько достойной восхищения, что  ангел
Божий вскормил Ее, как голубицу, в  храме  Божием?  Она  никогда  не  хотела
взглянуть на мужчину и была так чудесно наставлена в Законе Божием,  и  если
бы ты не сделал насилия, Она осталась  бы  девственницей  доныне".  И  Иосиф
сотворил клятву, что никогда не прикасался  к  Ней.  Первосвященник  Авиафар
сказал ему: "Жив Господь! Мы дадим тебе пить воду свидетельства Господня,  и
грех твой проявится сейчас же".
     Тогда собрался весь народ израильский,  и  бесчисленно  было  множество
его. Мария была приведена в храм Господень.  Священники,  и  близкие  Ее,  и
родственники плакали и говорили: "Признайся священникам в грехе  Своем,  Ты,
которая была как голубка в храме Божием и получала пищу из рук ангелов".
     И Иосиф был призван, чтобы подняться к жертвеннику,  и  ему  дали  пить
воду свидетельства Господня.
     После того как человек виновный выпивал ее и семь  раз  обходил  вокруг
жертвенника Господня, на лице его проявлялся какой-нибудь знак. Когда  Иосиф
выпил спокойно и обошел вокруг жертвенника Господня, никакого знака греха не
показалось на лице его.
     Тогда  все  священники,  и  служители  храма,  и  все  присутствовавшие
оправдали его, говоря: "Счастлив ты, ибо ты не признан виновным!"
     И, позвав Марию, они сказали Ей: "Какое оправдание можешь Ты  привести,
или какой больший знак может проявиться в Тебе, если  зачатие  чрева  Твоего
свидетельствует о вине Твоей? Так как Иосиф оправдан, мы требуем,  чтобы  Ты
открыла: кто обманул Тебя?  Лучше  Тебе  признанием  сохранить  Свою  жизнь,
нежели гнев Божий проявится какой-нибудь отметиной на лице Твоем  и  сделает
явным Твой позор".
     Тогда Мария  ответила  без  страха:  "Если  была  во  Мне  какая-нибудь
нечистая плоть, то пусть  Бог  накажет  Меня  перед  всем  народом,  дабы  Я
послужила примером кары за ложь".
     И Она смело подошла к жертвеннику Господа, и выпила воду свидетельства,
и обошла семь раз вокруг жертвенника, и не оказалось на Ней никакого  пятна.
И когда весь народ, видя это, был охвачен удивлением и  недоумением,  разные
речи стали распространяться в народе. Одни превозносили Ее святость,  другие
обвиняли Ее и показывали дурное расположение к Ней.
     Тогда Мария, видя, что подозрения народа не вполне рассеялись,  сказала
громким голосом, который все услышали: "Жив Господь Бог сил, пред которым  Я
стою! Я свидетельствую, что никогда не знала и не должна знать мужа,  ибо  с
детства я приняла твердое решение и дала обет  Богу  посвятить  девство  Мое
тому, кто Меня создал, и жить только для Него, на Него Я  возлагаю  упование
Свое, и Он сохранит Меня от всякой нечистоты, пока Я жива!"
     Тогда все обняли Ее, прося простить им дурные подозрения. И весь народ,
священники и девицы проводили Ее  домой,  предаваясь  веселью,  восклицая  и
говоря Ей: "Благословенно Имя Господне, ибо Он  засвидетельствовал  святость
Твою всему народу израильскому".
     XIII.  Вскоре  вышел  указ  кесаря   Августа,   приказывавший   каждому
возвратиться на родину. И правитель Сирии Квириний первым  обнародовал  этот
указ. И потому Иосифу и Марии надо было идти в Вифлеем, ибо они  были  родом
из города этого, и Мария была из колена Иудина, из дома и рода Давидова.  По
дороге в Вифлеем Мария сказала Иосифу: "Я вижу перед собой два народа:  один
плачет, а другой предается радости". И ответил Иосиф: "Сиди спокойно в седле
и не говори лишних слов".
     Тогда прекрасное дитя, одетое в великолепные  одежды,  появилось  перед
ними и сказало Иосифу: "Почему назвал  ты  лишними  словами  то,  что  Мария
говорила тебе об этих двух народах? Она видела народ иудейский плачущим, ибо
он отделился от Бога своего, и народ языческий радостным, ибо он приблизился
к Господу, как обещано было отцам нашим Аврааму, Исааку  и  Иакову.  Настало
время благословению  в  роде  Авраамовом  распространиться  на  все  племена
земные".
     И ангел, сказав это, приказал Иосифу остановить  животное,  на  котором
ехала Мария, так как пришло время родов. Он велел  Марии  сойти  с  седла  и
войти в подземную пещеру, куда никогда не проникало солнце, и тьма постоянно
пребывала там.
     При появлении Марии вся пещера озарилась таким ярким сиянием, будто там
взошло солнце, хотя был шестой час дня, и пока  Мария  находилась  в  пещере
той, она непрерывно, днем и ночью, озарялась этим небесным сиянием. И  Мария
родила Сына, которого ангелы окружили от рождения  Его  и  поклонялись  Ему,
говоря: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, человекам благоволение!"
     Иосиф пошел искать опытную женщину, и когда он  возвратился  в  пещеру,
Мария уже родила Свое Дитя. И  сказал  Иосиф  Марии:  "Я  привел  Тебе  двух
женщин, Гелому {8} и Саломею {9}, они ждут у входа в пещеру и не могут войти
из-за слишком яркого света". Мария,  слыша  это,  улыбнулась.  И  сказал  Ей
Иосиф: "Не смейся, но будь осторожна, как бы не понадобилась Тебе какая-либо
помощь". И он приказал одной из женщин войти.
     Гелома приблизилась к Марии и сказала Ей: "Позволь мне прикоснуться". И
когда  Мария  позволила,  женщина  громко  воскликнула:  "Господи,  Господи,
умилосердись надо мной,  я  никогда  не  подозревала  и  не  слышала  ничего
подобного; грудь Ее полна молока, и у  Ней  Дитя  мужского  пола,  хотя  Она
девственница. Ничего нечистого не было при зачатии, и  никакой  болезни  при
рождении.  Девственницей   Она   зачала,   девственницей   Она   родила,   и
девственницей Она остается!"
     Другая женщина, по имени Саломея, слыша слова Геломы,  сказала:  "Тому,
что я слышу, я не поверю, если не удостоверюсь". И Саломея, приблизившись  к
Марии, сказала: "Позволь мне  прикоснуться  к  Тебе  и  удостовериться,  что
Гелома сказала правду".
     И когда Мария позволила, Саломея прикоснулась, и тотчас же иссохла рука
ее, и, почувствовав сильную боль, она стала очень горько плакать и  кричать:
"Господи, Ты знаешь, что я всегда боялась  Тебя,  что  я  всегда  ходила  за
бедными, не принимая вознаграждения; я ничего не брала от вдов  и  сирот,  и
никогда я не отсылала прочь от себя недужного, не оказав ему помощи. И вот я
стала несчастной из-за неверия моего, оттого, что  осмелилась  усомниться  в
Твоей Деве!"
     Когда она так говорила, прекрасный юноша появился перед нею  и  сказал:
"Приблизься к Младенцу, и поклонись Ему, и прикоснись к Нему рукой своей,  и
Он исцелит тебя, ибо Он Спаситель мира и всех, кто уповает на Него".
     Тотчас Саломея подошла к Младенцу и, кланяясь Ему, прикоснулась к  краю
пелен, в которые Он был завернут, и сейчас же выздоровела  рука  ее.  Выйдя,
она стала рассказывать о чудесах, которые видела, о том, как она  пострадала
и как была исцелена; и многие поверили проповеди ее.
     И пастухи овец утверждали, что среди ночи они видели  ангелов,  которые
пели славословие: "Хвалите Бога небесного и благословите  Его,  ибо  родился
Спаситель всех, Христос, который восстановит царство Израиля".
     И большая звезда сияла над пещерой с вечера до утра, и такой большой не
видали никогда от сотворения мира. И пророки, бывшие в Иерусалиме, говорили,
что  звезда  эта  указывает  рождение  Христа,  который  совершит  обещанное
спасение не только Израилю, но также и всем народам.
     XIV. На третий день после рождения Господа  блаженная  Мария  вышла  из
пещеры, вошла в хлев, положила Младенца в ясли, и  бык  и  осел  поклонились
Ему. Исполнилось то, о чем говорил пророк Исайя: "Бык знает своего  хозяина,
и осел - ясли господина своего"  {10}.  Эти  животные,  стоя  рядом  с  Ним,
беспрестанно поклонялись Ему. Исполнилось и то, что сказал  пророк  Аввакум:
"Тебя узнают посреди двух животных". Иосиф и Мария с Младенцем  пробыли  там
три дня.
     XV. На шестой день блаженная Мария с Иосифом вошли в Вифлеем,  и  когда
исполнилось тридцать три дня, Она принесла Младенца в храм  Господень,  и  в
дар за него они дали пару горлиц и двух птенцов голубиных.
     Был в храме один муж праведный и благочестивый, по  имени  Симеон,  ста
тридцати лет {11}. Ему было обещано от Бога, что он не вкусит  смерти,  пока
не узрит Христа, Сына Божия, воплотившимся.  Он  увидел  Младенца  и  громко
воскликнул: "Бог посетил народ Свой, и Господь исполнил обет Свой!"
     Он поспешил подойти и поклониться Младенцу и, взяв  Его  в  плащ  свой,
снова поклонился Ему и облобызал подошвы ног  Его,  говоря:  "Господи,  ныне
отпусти раба Твоего с миром по слову Твоему, ибо видели очи  мои  Спасителя,
Которого предназначил Ты перед всеми народами, свет для откровения народам и
славу народа Твоего израильского".
     В храме Господнем была также женщина по имени Анна {12},  дочь  Фануила
из колена  Асирова,  которая,  прожив  семь  лет  со  своим  мужем,  вдовела
восемьдесят четыре года; она  не  отходила  от  храма  Господня,  непрерывно
предаваясь посту и молитве. Приблизившись, она поклонилась Младенцу, говоря:
"В Нем искупление века".
     XVI. По прошествии двух дней пришли в Иерусалим маги  с  Востока  {13},
принеся великие дары, и расспрашивали подробно иудеев: "Где  родившийся  нам
царь? Мы видели звезду Его на Востоке, и мы пришли поклониться Ему".
     Это известие устрашило весь народ, и Ирод послал совещаться  книжников,
фарисеев и ученых, дабы узнать от них,  где  возвестил  пророк,  что  должно
родиться Христу. И они ответили: "В Вифлееме, ибо написано: и  ты,  Вифлеем,
земля Иудина, ничем не меньше воеводств  Иудиных,  ибо  из  тебя  произойдет
вождь, который будет править моим  народом  израильским".  Тогда  царь  Ирод
позвал магов и узнал от них, когда  явилась  им  звезда,  и  отправил  их  в
Вифлеем, приказав: "Пойдите и узнайте тщательно о  Младенце  этом  и,  когда
найдете Его, скажите мне, чтобы я пошел поклониться Ему".
     Когда маги пошли, звезда явилась им и, как бы ведя их, шествовала перед
ними, пока  они  шли  к  месту,  где  был  Младенец.  Маги,  увидев  звезду,
исполнились великой радости. Войдя  в  дом,  они  увидели  Младенца  Иисуса,
лежащего на руках Марии. Тогда  они  открыли  сокровища  свои  и  предложили
богатые дары Марии и Иосифу. И каждый из них принес  Младенцу  особые  дары.
Один предложил золото, другой - ладан и третий -  мирру.  Когда  они  хотели
возвратиться к царю Ироду, во сне они были предупреждены не  возвращаться  к
нему.
     И они с великой радостью поклонились Младенцу и отошли  в  страну  свою
иным путем.
     XVII. Когда царь  Ирод  увидел,  что  маги  обманули  его,  сердце  его
распалилось гневом, и он послал по всем дорогам, желая погубить их,  но  так
как не мог найти, то приказал убить всех детей в  Вифлееме  от  двух  лет  и
младше - по возрасту, который он выведал у волхвов.
     И за день до того как этому случиться, Иосиф был  предупрежден  ангелом
Господним, который сказал ему: "Возьми Марию  и  Младенца,  отправляйтесь  в
дорогу через пустыню и иди в Египет". И Иосиф сделал, как ангел повелел.
     XVIII. Они пришли к одной пещере, где хотели отдохнуть. Мария  сошла  с
седла и несла Иисуса на руках. Были с Иосифом трое отроков,  и  с  Марией  -
молодая девушка, спутники их. И вдруг из пещеры появилось великое  множество
драконов, и, увидев их, отроки громко закричали. Тогда Иисус,  сойдя  с  рук
Матери Своей, стал перед драконами, они  поклонились  Ему  и,  поклонившись,
ушли. То, что сказал пророк, исполнилось: "Хвалите  Господа,  вы,  сущие  на
земле драконы".
     Младенец шел перед ними, Он  приказал  им  не  причинять  никакого  зла
людям. Но Мария и Иосиф были в великом ужасе, страшась, как  бы  драконы  не
причинили зла Младенцу. И сказал им Иисус: "Не смотрите на меня  только  как
на младенца. Я совершенный муж {14}, и надлежит всем диким зверям  сделаться
ручными передо мной".
     XIX. Львы и  леопарды  также  поклонились  Ему  и  сопровождали  Его  в
пустыне. Везде они шли перед Марией  и  Иосифом,  показывали  им  дорогу  и,
склоняя головы свои, поклонялись Иисусу.
     В первый раз, когда Мария увидела  львов  и  диких  зверей,  Она  очень
испугалась, и Иисус, с радостью глядя на Нее, сказал: "Не  страшись  ничего,
Мать Моя, ибо не для того, чтобы испугать, но чтобы почтить Тебя, они идут к
Тебе". И, говоря это, Он рассеял весь страх в сердцах их.
     Львы сопровождали их вместе с быками, ослами и вьючными животными и  не
причиняли никакого зла, оставаясь кроткими среди  овец  и  баранов,  которых
Иосиф и Мария взяли с собой из Иудеи. Они шли между  волками  и  не  ощущали
никакого страха, и ни с кем не случилось никакой беды. Так  исполнилось  то,
что сказал пророк: "Волки будут пастись вместе  с  ягнятами,  и  лев  и  вол
разделят одну трапезу". Было у них два  вола  и  повозка,  в  которой  везли
необходимые вещи.
     XX. На третий день дороги Мария утомилась в пустыне от слишком сильного
солнечного жара. Увидев дерево, Она сказала Иосифу: "Отдохнем немного в  его
тени". Иосиф поспешил привести Ее к дереву и снял Ее с седла.
     Мария, сев, подняла глаза  на  верхушку  пальмы,  покрытую  плодами,  и
сказала Иосифу: "Мне бы хотелось, если можно, один из  этих  плодов".  Иосиф
отвечал Ей: "Удивительно, что Ты говоришь  так,  Ты  разве  не  видишь,  как
высоко ветви этой пальмы? Я очень тревожусь  из-за  воды,  так  как  ее  нет
больше в мехах наших и невозможно снова наполнить их и утолить жажду".
     Тогда младенец Иисус, который был на руках Девы  Марии,  Своей  Матери,
сказал пальме: "Дерево,  наклони  твои  ветви  и  напитай  мою  Мать  твоими
плодами". Тотчас же по слову Его пальма  склонила  к  ногам  Марии  верхушку
свою, и собрав с нее плоды, все ими насытились.
     Пальма оставалась склоненной, ожидая приказания подняться от  Того,  по
чьему слову она наклонилась. Тогда сказал ей Иисус "Поднимись, пальма и будь
товарищем деревьям Моим, которые в раю Отца Моего.  И  пусть  из-под  корней
твоих течет источник, скрытый в земле, и пусть даст Нам воду утолить жажду".
Тотчас пальма выпрямилась, и между корнями  ее  начал  пробиваться  источник
необычайно прозрачной и холодной воды величайшей  сладости.  И  все,  увидев
источник тот,  исполнились  радости  и  утолили  жажду,  благодаря  Бога.  И
животные также утолили жажду.
     XXI. На другой день они отправились в путь. Иисус обернулся к пальме  и
сказал: "Мой завет тебе, пальма, что одна из  ветвей  твоих  будет  отнесена
ангелами Моими и  посажена  в  раю  Отца  Моего.  И  Я  дарую  тебе  в  знак
благословения, что все, кто победят в битве за веру, будут удостоены  пальмы
победы".
     И при этих Его словах появился ангел Господень на пальме, взял одну  из
ветвей и скрылся в небесных далях, держа ветвь  в  руке.  И  присутствующие,
видя это, словно помертвели.
     Тогда Иисус заговорил с ними,  сказав:  "Зачем  сердце  ваше  поддается
страху? Разве не знаете, что пальма, которую я велел перенести в рай,  будет
для всех святых в месте блаженства подобна той, что была уготована вам здесь
в пустыне?"
     XXII. По дороге Иосиф сказал Ему: "Господи, нам  придется  страдать  от
великой жары; если Тебе угодно, мы пойдем  приморской  дорогой,  дабы  можно
было отдыхать, проходя через города  на  берегу".  Иисус  ответил  ему:  "Не
страшись ничего, Иосиф, я сокращу путь, и то, что надо  пройти  за  тридцать
дней, вы пройдете за один день". И Он еще не договорил,  когда  они  увидели
горы и города Египта.
     И, исполнившись радости, они вошли в город, который назывался Сотин. И,
не зная там никого, у кого могли бы  просить  гостеприимства,  они  вошли  в
храм, который жители этого города называли  капитолием  и  где  каждый  день
приносились жертвы в честь идолов.
     XXIII. И случилось, что, когда блаженная Мария со Своим Младенцем вошла
в храм, все идолы упали на землю ничком и остались разрушенными и разбитыми.
     Так исполнилось то, что сказал пророк Исайя:  "Вот  Господь  грядет  на
облаке, и все творения рук египтян затрепещут при виде Его".
     XXIV. Когда об этом узнал начальник города Афродиций, он пришел в  храм
со всеми войсками своими  и  всеми  военачальниками.  Жрецы  храма  заметили
Афродиция приближающимся со всеми войсками и подумали, что он идет  покарать
их, ибо изображения богов были низвержены.
     Он вошел в храм и увидел все статуи поверженными и разбитыми. Тогда  он
приблизился к Марии и поклонился Младенцу, которого Она держала на руках.  А
потом он обратился с речью ко всем своим воинам и спутникам и сказал таю
     "Если бы Младенец сей не был Богом, наши боги не пали бы при виде  Его,
и не простерлись бы перед Ним. Они признали Его таким образом за их Владыку"
{15}.
     XXV {16}. Через некоторое время  ангел  сказал  Иосифу:  "Возвратись  в
страну Иуды, ибо умерли искавшие жизни Младенца".
     XXVI. По возвращении из Египта, живя в Галилее, Иисус, которому шел уже
четвертый год, играл с другими детьми в субботний день на берегу Иордана.
     Сделал Он семь маленьких озер в  глине,  у  каждого  устроил  по  малой
плотине, через которые входила вода реки по желанию Его и уходила обратно  в
ложе свое. Но  один  из  детей,  сын  диавола  {17},  глядя  с  завистью  на
сооружения, по которым шла вода, разрушил их.  И  сказал  ему  Иисус:  "Горе
тебе, сын смерти, сын Сатаны!  Ты  осмелился  разрушить  работу,  которую  я
сделал". И в тот же час умер тот, кто так поступил.
     Тогда родители умершего возвысили голос свой в собрании против Марии  и
Иосифа, говоря: "Ваш сын проклял нашего, и умер сын наш". И  когда  услышали
Иосиф и Мария жалобы родителей и  негодование  иудеев,  сейчас  же  пошли  к
Иисусу.
     Но Иосиф тайно сказал Марии: "Что до меня, я страшусь сказать  Ему,  но
Ты предупреди Его и скажи: зачем поднял Ты против нас народ и почему  должны
мы быть обремененными гневом оскорбленных людей?"
     Тогда Матерь Его просила: "Не поступай так, Господи, чтобы  весь  народ
не поднялся против нас". И Он, не желая огорчать Матерь Свою, ударил  правой
ступней Своей умершего и сказал ему: "Восстань, сын погибели, не достоин  ты
войти в покой Отца Моего, разрушив дела Мои". И встал  умерший  и  вышел.  И
Иисус, облеченный м