Роман
     -----------------------------------------------------
     Книга: Владимир Киселев. Девочка и птицелет.
     Издательство "Детская литература", Москва, 1966
     OCR & SpellCheck: alex-tru-1@narod.ru

     Иллюстрированная версия
     -----------------------------------------------------

     Все стихи для этой книги написаны Леонидом Киселевым.

     -------------------------------------------------------------------------





     Все, что происходит с человеком после четырнадцати лет, -
     не имеет большого значения.





     Это все взрослые выдумали про счастливое  детство. Чтобы им было не так
стыдно. Есть  только счастливая взрослость. А счастливого  детства нет и  не
может быть. Спросите у любого ребенка.
     Начнем с работы. У взрослых в нашей стране семичасовой  рабочий день. У
школьника - шесть уроков в школе, а потом еще, даже  если учиться на тройки,
как  я, нужно  дома готовить  уроки не  меньше трех  часов. Значит,  выходит
девятичасовой рабочий день, как в самых отсталых колониальных странах.
     Когда   у  взрослого  что-нибудь  не  получается  на  работе,  ему  все
сочувствуют,  все его жалеют. Когда мамин отдел завалил какой-то проект, так
все  говорили: "Ах, Елена Павловна, как мы вас  понимаем,  не  нужно ли  вам
какой-нибудь помощи, не поедете ли вы на  курорт?",  а мама  в  ответ делала
жалкие губки и говорила, что она очень переживает.
     Но когда я  схватила двойку по  алгебре, весь  двор смеялся, и,  кто бы
меня  ни  встретил,  все  спрашивали, на  какой  вопрос  я  не  ответила,  и
продавщица  мороженого  -  ей-то  какое  дело!  -  сказала,  что  двоечницам
мороженое вредит.
     Но  самое  худшее  не  это.  Самое  худшее...  Даже  в  самых  отсталых
капиталистических государствах, по-моему, уже отменены физические наказания.
Для взрослых. А детей бьют. Даже в нашей стране. Даже у нас взрослый сильный
человек может  ударить ребенка. Ударить девочку. И это называется счастливое
детство!
     Я прижалась  ухом к  стене  и немного  послушала музыку. Я всегда перед
сном слушаю хорошую  музыку. В соседней  квартире  - вход  в  нее из другого
подъезда - вечером  всегда негромко играет радио. Я думаю, что радиоприемник
стоит у самой стены на полированном, блестящем, как автомашина, столике, что
это  большой приемник  с зеленым глазком,  который светится в  темноте.  Но,
может быть, это и простой репродуктор.  Я слишком  часто разочаровывалась  в
последнее время.
     Из кухни вернулись  мои родители.  Они там мыли посуду. Мама и отчим. Я
всегда  звала  отчима папой, но теперь я  поняла: он  мне все-таки отчим.  И
завтра  утром,  когда   он  со  мной  поздоровается,  я  ему  так  и  скажу:
"Здравствуй, отчим!" Или: "Здравствуй, Николай Иванович". Не папа, а Николай
Иванович. Я ему этого никогда не прощу. Никогда!..
     Мама  заглянула  в  мою  комнату,  прислушалась.  У  нас  однокомнатная
малометражная квартира, а для  меня комнату  сделали,  отгородив  угол двумя
шкафами  -  платяным  и  книжным.  Здесь  помещаются  только  моя  кровать и
тумбочка, уроки я делаю за столиком, который стоит возле окна.
     -  Она  уже  спит,  - сказала мама шепотом  и задернула занавеску между
шкафами  и стенкой так,  чтобы на меня не падал свет. -  И незачем  из этого
устраивать трагедию. Она уже большая девочка, и ничего с ней не случится...
     - С нами  случится, -  сказал папа. - Уже случилось. Со мной. Я никогда
себе не прощу, что ударил девочку. Ни себе, ни тебе. Ты в этом виновата.
     -  Еще бы, -  сказала  мама и неприятно, ненатурально  засмеялась,  как
смеется  она  всегда, когда  собирается  заплакать. -  Если бы это была твоя
родная дочь, ты бы ее уже давно побил. И не так. Но ты к ней относишься, как
к  чужой.  Ты ее пальцем никогда  не тронул, голоса  не  повысил.  Только  и
слышно: Оленьке то, Оленьке се. А она совсем от рук отбилась.
     - О боже мой! -  сказал папа, и я вдруг подумала, что это не мама, а он
может сейчас заплакать. - В жизни мне не было так гадко и стыдно, так стыдно
и гадко, как сейчас. Ведь я  люблю ее.  Понимаешь: люблю. И ничего плохого в
ней не вижу. И я ударил ее в день ее рождения!..
     В самом  деле,  сегодня день моего рождения. Сегодня,  21  октября, мне
исполнилось тринадцать лет. И я тихонько, беззвучно заплакала.


     Странно,  но этот день моего  рождения и начался и  закончился слезами.
Первый раз я заплакала в школе  на первом уроке. Плакала, правда, не одна я,
а  все наши  девочки и некоторые  мальчики. Наша русачка Елизавета  Карловна
рассказывала  нам про Михаила Лермонтова, а когда она рассказывает про этого
писателя и еще про Николая Островского,  все всегда плачут, и даже из других
школ приходят послушать. И всем всегда хочется стать лучше, и учиться только
на  "пятерки",  и сделать  что-нибудь такое хорошее,  чтоб  это было полезно
всему человечеству.
     И на первой переменке Витя Сердюк сделал мне подарок ко дню рождения, а
я помирилась с Таней Нечаевой, с которой не разговаривала два дня.
     На следующем уроке  нага математик - зовут его, как Ворошилова, Климент
Ефремович  -  спросил у меня: "Ну как, именинница,  готова отвечать?"  -  и,
когда  я  ответила,  что готова, задал  вопрос  по домашнему заданию,  очень
легкий, и поставил мне четверку.
     Когда я вернулась домой, я уже застала маму - она  отпросилась с работы
пораньше, чтобы все приготовить  к вечеру.  На кухне приятно пахло ванилью и
еще яйцами,  когда их разделяют  на  желток и белок,  а желтки  растирают  в
кружке с сахаром.
     - Садись пока за уроки, - сказала мама.
     Я пошла в комнату, села  за стол, раскрыла  учебник по химии, но  учить
химию мне  не хотелось, и  я  решила  пока  приготовить прибор для получения
ацетилена.  Этот прибор  нам  был  нужен для  опыта,  который мы задумали  с
ребятами,  а конструкцию  я  придумала  сама. Очень  простую. Взять  бутылку
из-под молока с широким горлышком, на треть налить водой. Затем взять листик
промокательной  бумаги и засунуть его  в бутылку так,  чтобы края оставались
снаружи, а в бутылке получился как бы мешочек из этой бумаги. В мешочек этот
насыпать карбида - того самого, который насыпают в свои аппараты сварщики на
соседней стройке, а сверху все плотно заткнуть большой пробкой  с трубочкой.
Теперь ваш  прибор  готов к действию  в любую минуту. Достаточно перевернуть
бутылку так, чтобы вода размочила промокательную бумагу, и начнет выделяться
газ.
     Я приготовила такой прибор, примерила пробку, так что оставалось только
проделать в ней  гвоздем тонкое отверстие и вогнать  туда стеклянную трубку,
но в это время мама сказала:
     - Сбегай вниз за сметаной.
     Гастроном помещается в нашем доме. Купить сметану -  минутное дело, но,
когда  я  вернулась,  я  увидела,  что  за  это короткое  время мама  успела
перевернуть мой прибор, хотя я поставила его под кухонный столик.
     Перед  моими глазами, как  на  экране, вспыхнула иллюстрация  No  71 из
нашего учебника химии. Там изображен мальчик, который  закрыл лицо руками, а
перед ним на столе со взрывом вдребезги разлетается колба.
     Я тоже  невольно потянулась  к  лицу руками,  но сейчас же  бросилась к
маме, вырвала  у нее  из  рук полотенце, подбежала к бутылке и только успела
обмотать ее полотенцем, чтобы  осколки стекла не разлетелись в стороны  и не
ранили нас, как  раздался громкий, словно  пушечный, выстрел, пробку вышибло
из бутылки,  она  ударилась в потолок,  и вслед за пробкой до самого потолка
взлетела струя воды, смешанной с карбидом.
     Мама  даже не  догадывалась,  от какой опасности я ее спасла,  а  я  не
хотела ей этого говорить. И вместо того чтобы радоваться, что  все  обошлось
так благополучно, она накричала на меня, сказала, чтоб я  шла гулять, потому
что от меня никакой пользы, и что в моем возрасте в подготовке к собственным
именинам она принимала значительно большее участие.
     Вечером, как  всегда, на  мои  именины  были приглашены совсем  не  мои
подруги и товарищи, а друзья моих родителей -  взрослые  люди, среди которых
были и такие, которых я видела в первый раз.
     Почему детские именины всегда у нас празднуют не дети, а взрослые - мне
совершенно непонятно.
     Взрослые  пили вино  и водку,  ели холодное,  винегрет и  фаршированную
рыбу, а затем перед сладким стали  петь. Запевала, как всегда, жена папиного
начальника  Вера  Сергеевна,  немолодая  женщина  с  неестественно   громким
голосом, с таким громким  голосом, словно у нее в  теле  нет ни  сердца,  ни
желудка, ни других человеческих органов, а одни только легкие.
     Они хором весело пели  песню про Стеньку Разина,  а я смотрела на них и
удивлялась: как  им  не стыдно? Ведь  это ужасно, и не может быть, чтобы так
было на самом деле. Что получается? Степан Разин полюбил  персидскую княжну,
женился на ней, так они и поют "свадьбу новую справляет", и  достаточно было
кому-то сказать, что он "наутро бабой стал", как он схватил девушку и бросил
ее в  реку.  Утопил.  И об этом поют в песне. Не  осуждая Степана  Разина, а
восхищаясь им! Очень весело.
     Но настоящие неприятности  начались с чая.  Витя Сердюк  подарил  мне к
именинам две чайные ложечки. Он сам их сделал. Он мне еще прежде  рассказал,
как  их делают:  очень просто.  Нужно  взять  обыкновенную  чайную  ложку  и
оттиснуть  ее на густом растворе  алебастра.  С  двух сторон.  Таким образом
получится форма. Затем в эту форму нужно залить  сплав из сурьмы с баббитом.
Он очень легкоплавкий, этот сплав. А новую ложечку легко зачистить наждачной
бумагой,  всякие там  неровности.  Вообще эти ложечки  готовят для фокусов и
розыгрышей.
     Я спрятала ложечки под подушку. И забыла о них. А мама как раз вздумала
поменять наволочку, увидела чайные ложечки и даже не удивилась тому, как они
могли попасть  в мою  кровать. Она уже привыкла, что  на моей  кровати можно
найти  не только  книги, тетради, обертки от  конфет  и зверьков,  которых я
люблю лепить из  пластилина, но даже живую ящерицу в коробке из-под папирос.
А что мне остается делать, если  у меня нет своего места, и все, что я кладу
на стол, мама немедленно убирает? Так и в этот раз.  Она подобрала ложечки и
положила их к остальным в ящик буфета.
     Надо же  было случиться, чтобы Витина  ложечка попала как  раз папиному
заведующему  отделом.  И когда  он стал  размешивать сахар в  чае, то увидел
вдруг,  что  в  руках  у  него  только  ручка  от  ложечки, а  сама  ложечка
расплавилась и  серебристо-черным  слоем  лежит  на  дне  стакана. Все стали
смеяться  и  довольно  подозрительно рассматривать  свои  ложечки.  Мог  бы,
конечно, посмеяться и папин начальник - ведь ничего страшного не  произошло,
сплав  этот не  ядовит  и  не  имеет  никакого  вкуса или запаха.  Но  папин
начальник, по-видимому,  относится к  числу людей, которые  любят посмеяться
над другими и совершенно не  переносят, когда смеются над ними. Он покраснел
так, что уши у него стали фиолетового цвета, как будто их об-лили чернилами,
и сказал, что никогда  себе не позволяет шуток над  своими гостями и поэтому
не любит, когда шутят над ним,  если он  приходит в гости. В общем, и папе и
маме  было очень  неприятно,  а к  тому же,  когда я  увидела  уши  папиного
начальника,  я почувствовала, что просто  лопну, ну, по-настоящему  лопну от
смеха.  Я  понимала,  что смеяться  неприлично,  что смеяться  над взрослыми
нехорошо, но ничего  не могла  с собой  сделать,  пока не  применила способ,
который посоветовал мне когда-то Витя: если рассмеешься в школе  на  уроке и
чувствуешь,  что не можешь остановиться, нужно  схватить что-нибудь острое -
булавку, иголку, циркуль и посильнее уколоть себя в ногу, ниже коленки, куда
врачи стукают молоточком. От боли или еще  от чего-то смех сразу проходит. У
меня под рукой не было  булавки, я незаметно ухватила штопор и кольнула себя
ниже  коленки, да  так сильно, что  пошла кровь. Я  залепила  ранку краешком
бумажной салфетки, и мне уже было не до смеха.
     Тем  временем  мама принесла  именинный  пирог, и я  сразу  заподозрила
что-то  неладное.  Как  только кто-либо попробует ломтик, положенный ему  на
тарелку,  так сразу отодвинет эту тарелку от  себя, вроде бы даже с испугом,
но молча. И только жена папиного начальника Вера Сергеевна сказала  громко и
решительно:
     -  Елена Павловна,  должна  вас  огорчить,  но  в  ваш пирог, в  тесто,
очевидно, попало тухлое яйцо.
     - Не может быть, - сказала мама и покраснела.
     Я  отломила краешек от  ломтика пирога и  положила в рот. Ну, знаете...
Впечатление было такое, словно туда попало не одно, а сто тысяч тухлых яиц.
     И тут я вдруг все поняла. Карбид... Когда газом  выбило пробку из моего
прибора,  карбид с  водой взлетел под  самый потолок  и,  очевидно, попал  в
тесто. Я посмотрела  на серьезные, озабоченные лица  гостей,  вспомнила, что
каждый  из них откусил хоть по  кусочку, и снова ухватилась за штопор. Но во
второй раз мне им не пришлось воспользоваться.
     - Это  все  ты, -  сказала мама. -  Это все твои опыты... Мама закусила
губу,  и на глазах  у  нее показались  слезы. А когда плачет мама, никому не
хочется cмеяться.
     Чтобы  как-то   сгладить   неловкость,   папа  стал  показывать  гостям
фотопортрет  мамы, который  он  недавно  сам  сделал.  Мама  и в жизни очень
красивая и молодая,  а  на  портрете она  получилась  совсем красавицей.  На
портрете она набросила на  плечи платок, наклонила набок и назад голову, над
головой подняла  обеими руками бубен, зубы блестят, глаза  блестят - Кармен,
да и только.
     Гости хвалили портрет, а папа рассказывал, что  аппаратом "Комсомолец",
очень  простым,  с  очень  примитивным объективом, можно  делать  прекрасные
снимки, что этот аппарат он мне подарил еще в прошлом году на день рождения,
что я  тоже  хорошо  научилась  фотографировать,  и показал, какие я сделала
снимки.
     Он не  сказал при этом, правда, что проявляла фотографии и печатала  их
не я, а он сам.
     Папа моложе мамы на два года. Я  узнала об этом  случайно, мама об этом
никогда не говорит, и среди наших гостей папа выглядит совсем как мальчик. В
нашей  школе есть десятиклассники, так у них вид солиднее. У них растут усы,
а папа усы бреет.
     И сейчас  папа быстро и  невнятно -  когда он  волнуется, у него всегда
слово налазит на слово - рассказывал о том, что аппаратом "Комсомолец" можно
делать превосходные  снимки  даже при  обыкновенном вечернем  освещении, без
подсветки. А я почувствовала, что сейчас произойдет самое ужасное,  и хотя я
по-прежнему сидела на  стуле за  столом,  мне  показалось, что я  сжалась  в
крохотный комочек, и внутри во мне что-то  тихо-тихо пищало, как пищит мышь,
зажатая в кулак. И папа действительно сказал:
     -  Вот  сейчас Оля  сфотографирует  всех нас. Сделаем  на  память такой
групповой снимок. Принеси аппарат и штатив, - сказал он мне.
     - У меня больше нет аппарата, - ответила я.
     -  А  где  же он?  - удивился папа. Лучше  бы  он этого не спрашивал. Я
посмотрела на стол и сказала:
     - Я его продала.
     Папин начальник вдруг громко стал рассказывать, что он недавно ездил на
открытие охотничьего сезона и  убил  одну утку, что у него  было  разрешение
убить кабана, но кабан ему, к сожалению, не попался и что волка можно бить в
любое время года и  без  всякого разрешения. Он,  по-видимому, был  все-таки
хорошим человеком,  этот папин начальник. Всем  вдруг стало очень интересно,
много  ли еще осталось волков,  обо мне все словно забыли, а папин начальник
рассказывал, что  в литературе  было  неправильное представление о  том, что
волки  достигают  60 - 70  килограммов,  а  фактически  вес наиболее крупных
лесных  волков  редко  превышает 50 килограммов, что  в позапрошлом  году  в
Советском Союзе было истреблено более  28 тысяч волков, а в  прошлом году 26
тысяч, а  последние данные ему неизвестны, но что ему лично волки ни разу  в
жизни не встречались.
     И под  этот  разговор о  волках,  и об  охоте,  и  о том, что охотников
намного больше, чем  волков, гости стали расходиться, а я по-прежнему сидела
за столом и собирала с тарелки крошки от пирога с карбидом и клала их в рот.
     И когда гости  разошлись, лицо у  мамы стало некрасивым,  и она  начала
кричать, что я совсем  от рук отбилась, что я  делаю все назло, что я, может
быть,  связалась  с  темными  людьми и  уже ворую из дома ценные  вещи (хотя
фотоаппарат был мой собственный), что папа меня  не воспитывает, что он меня
балует, и чтобы он спросил у меня, зачем я продала фотоаппарат и куда я дела
деньги.
     - Зачем ты продала фотоаппарат  и куда  ты дела деньги? - спросил папа,
глядя не  на меня, а на пол. Я тоже  смотрела не на  него,  а на  пол,  но я
чувствовала, куда он смотрит.
     - Я не скажу, - ответила я. - Это тайна.
     И  тут он  меня  ударил.  По  щеке. Ладонью. Очень  больно.  И закричал
визгливым голосом, очень похожим на голос мамы. Вообще, когда  он злится, он
становится  похожим на  маму. И вообще  все люди,  когда злятся,  становятся
похожими друг на друга.
     - Я тебе покажу! Иди спать!..
     Он по-прежнему  не  смотрел на  меня и  тер рукой щеку,  как  будто это
ударили не меня, а его. Но я теперь посмотрела ему прямо в глаза и сказала:
     - Поздравляю с днем рождения. С днем моего рождения.




     Нам очень нужны были деньги.
     Перед началом учебного  года  Витя Сердюк предложил собрать учебники за
шестой класс и продать их.
     Я придумала и написала на серой бумаге красными буквами лозунг: "Продав
учебники  и купив  на полученные  деньги конфеты, думай,  что  корни  учения
горьки, но зато плоды его - сладки".
     Однако деньги нужны нам были совсем не на конфеты.
     За все  учебники мы получили два рубля четырнадцать  копеек. У нас были
очень потрепанные учебники.
     Тогда Витя  предложил  нам  собрать  старые газеты. Мы  собрали. Больше
всего газет принес Женька Иванов. Женька еще учится в пятом классе, но очень
образованный человек, много читает и входит в нашу компанию.
     Витя принес шаблон, который он сам вырезал лобзиком из фанеры. По этому
шаблону он обрезал ножом со специально заточенным кончиком сложенные стопкой
развернутые  газетные  листы, а  когда он сложил один из листов, мы увидели,
что  получился кулек. Я принесла  немного муки, мы сварили клейстер  и стали
клеить кульки. Из газет, которые мы собрали, получилось  двести восемнадцать
кульков.  Мы отнесли их  на рынок, и тетка, которая продает  сливы, купила у
нас эти кульки  и дала нам за них  рубль - по пятьдесят копеек за  сотню - и
еще немного слив за восемнадцать кульков.
     Мы спросили, нужны ли ей  еще  кульки, и  она ответила, что нужны. Витя
сказал,  что  кульки и являются единственным  правильным путем для выхода из
финансового кризиса.  Мы  решили, что  в  следующий раз склеим целую  тысячу
кульков.  Но  когда  мы вернулись  к себе  во  двор, там разразился страшный
скандал.
     В нашем доме почтальон поднимается на лифте на верхний седьмой этаж,  а
потом пешком  спускается  вниз и  бросает  в  каждый ящик  на двери  газеты,
журналы  и  письма.  Оказалось,  что  Женька   Иванов  поднялся  пешком   за
почтальоном,  а  затем спустился буквально вслед за  ним, вынимая из каждого
ящика через щель газеты. В этот день газеты получили только в одной квартире
на шестом этаже, где живет какой-то Б.  И. Гопник, потому что у него ящик на
двери изнутри, а в двери прорезана щель, через которую и бросают почту.
     Жители  нашего дома не могли  примириться  с тем,  что они  не получили
газет;  почтовое отделение  не  могло примириться с тем, что  от подписчиков
поступила  целая  куча жалоб;  наша школа не могла  примириться  с тем,  что
отличника   учебы  Женьку  Иванова   недостаточно   воспитывает   пионерская
организация, а также семья и что он  попал  под плохое влияние; мы  не могли
примириться  с тем, что Женька своим легкомысленным поступком поставил  всех
нас  под  удар,  и  в  результате  Женьке  дома сильно всыпали  и  перестали
выпускать во двор, а Витя сказал, что, если Женька  все-таки порвет оковы  и
явится к нам, то мы его под конвоем доставим в место заключения.
     После  этого Витя Сердюк  выдвинул новый проект, который получил у  нас
название "операция Радуга". На эту идею натолкнул нас кот, по имени Чудо. Он
и в самом деле представлял собой чудо природы.
     В  нашем  дворе есть  шотландская  овчарка Леда.  Хозяева этой  овчарки
трясутся над  ней,  никого к  ней не подпускают, готовят  для нее  морковные
кисели  и  выходят  из  себя,  если кто-либо  пытается ее  погладить. И  вот
недавно,  когда  Леду  спустили с  поводка,  она  вдруг  помчалась к ящикам,
которые всегда стоят у заднего  входа в гастроном - он выходит в наш двор. А
из-за  ящиков  медленно и спокойно вышел большой белый кот.  Мы  думали, что
Леда сейчас разорвет кота  на клочки, но это  был какой-то особенный кот. Он
даже не выгнул спину и не распушил хвост. Он просто  легким, мне показалось,
даже  ленивым  взмахом  лапы  провел   когтями  по  Лединому  носу.  Овчарка
взвизгнула и, упираясь всеми четырьмя лапами,  присела. Кот негромко фыркнул
и снова поднял  лапу. Тут Леда с визгом бросилась  наутек, прибежала к своей
хозяйке и зарылась, повизгивая, носом к ней в юбку, а хозяйка стала кричать,
что это безобразие,  что  во дворе нет  прохода от детей и  котов, что негде
погулять собаке.
     Мы все были очень благодарны этому коту: приятно, когда на твоих глазах
наказывают нахала.  Витя подозвал кота, и тот все так же неторопливо подошел
к нему и стал тереться о его ногу.
     - Послушайте, - вдруг обрадовался Витя, - этот кот слепой!
     - Скажи еще, что он черный  и с шестью ногами,  как  таракан,  - сказал
Сережа.
     И  я тоже сказала,  что это  чепуха,  потому что  слепой кот не  мог бы
попасть так точно Леде по носу и не подошел бы к Вите, когда тот его позвал.
     Витя взял кота на руки и потребовал:
     - Посмотрите на его глаза.
     Глаза  у кота,  как мне  показалось, были самые обыкновенные, такие же,
как у всех котов.
     -  Они  голубые, -  сказал Витя,  как  человек, который  сделал  важное
открытие. - А кот - белый.
     И Витя рассказал,  что читал в какой-то научной книге, что белые коты с
голубыми глазами обязательно бывают слепыми.
     - Я не знаю, что написано в твоей  книге, - сказал Сережа, - но так как
этот кот действительно белый и  у  него действительно  голубоватые глаза, то
книга твоя ничего не стоит. Этот кот - зрячий.
     В  ответ  на  это  Витя  сказал,  что  заберет  кота  к  себе и  что мы
экспериментальным путем  установим - слепой это кот или нет, так как ударить
Леду по носу и подойти,  когда его  зовут, кот мог,  используя  свой  слух и
обоняние.
     Я никогда не представляла себе, что это такое сложное дело - проверить,
видит  животное или  оно  слепо.  Мне  было  поручено  вести  протокол наших
экспериментов. Задачей  первого опыта было проверить, изменится ли поведение
кота, если ему завязать глаза.
     Мы   завязали  коту   глаза  платком,  и  его  поведение  действительно
изменилось. Он стал кататься по полу и сдирать  повязку. Сережа  сказал, что
уже один  этот факт  показывает, что кот зрячий, что  повязка ему мешает, но
Витя возразил и, по-моему, правильно,  что  даже слепой кот точно  так же не
стал бы мириться с повязкой на морде.
     Таким же бесполезным оказался опыт с блюдечком молока. Мы ставили его в
разных  углах комнаты, и кот каждый раз к нему подходил. Но он  теоретически
мог найти это блюдце по запаху молока.
     С  другой стороны, когда  мы  привязали за нитку  кусочек ваты  и стали
дергать эту вату то вверх, то вниз, кот не обращал на нее никакого внимания.
Сережа сказал, что это не является доказательством слепоты, так как с ваткой
играют и обращают на нее внимание только  котята, а старому  коту такая игра
совершенно  неинтересна.  Сережин  дедушка, например, всегда садится  читать
газету, когда  по телевизору  передают футбол, а  Сережа и  Сережин папа  не
могут оторвать глаза от экрана.
     Так  мы  в  этот день  и  не  выяснили, слепой это кот или зрячий. А на
следующий день Витя  сказал,  что он целую ночь думал,  как это проверить, и
что  он придумал  способ  и  уже  совершенно  точно установил, что  кот этот
является чудом природы, потому что, несмотря на белый  цвет и голубые глаза,
все видит. Витя повел нас к себе и показал,  как он это  установил. Он зажег
настольную лампу,  принес мамину пудреницу, раскрыл ее, взял кота и направил
ему в глаза зайчика. Мы увидели, что зрачок у кота сузился.
     - А  раз  под  действием  света  у него  сужается  зрачок,  значит,  он
воспринимает свет,  -  сказал Витя. - А раз он воспринимает свет, значит, он
видит.
     Но Вите  не хотелось  примириться с  тем,  что кот противоречит выводам
науки. И он решил перекрасить кота.
     Я в жизни не видела такого исцарапанного человека, как Витя. И в  жизни
не видела такое странное животное, как крашеный кот. У Вити по носу, губам и
подбородку  проходили  красные  полосы,  как  меридианы  на  глобусе. А  кот
выглядел еще  более  странно: Витя успел только  сделать  черную с разводами
полосу у него на спине  и покрасить хвост. Витя уверял, что довел бы дело до
конца, если бы не вмешалась бабушка.
     Но крашеным котом неожиданно  заинтересовался  один  из жителей  нашего
дома. Он долго расспрашивал Витю о том, какую краску он применял, стойкая ли
это  краска, а  уходя, сказал со вздохом,  что  в области крашения химия еще
отстает от жизни. Может  быть, я ошибаюсь,  я никому  не сказала об этом, но
мне показалось, что у этого человека волосы неестественно черного цвета.
     И вот  тут-то Витя  выдвинул свой план "операция  Радуга". Он предложил
устроить красильню. В  нашем доме по проекту должна быть дворовая прачечная.
В подвале. Но  не  хватило какой-то арматуры, и  прачечную пока  не открыли.
Витя предложил использовать это помещение.
     - Вначале мы будем красить бесплатно, - сказал Витя, - для  того, чтобы
о  нас   узнало   побольше  людей   и  чтобы  заказчики  убедились  в  нашей
добросовестности и высоком качестве окраски. А потом, когда о нас узнают, мы
начнем брать деньги.
     Но  даже и бесплатно никто и ничего не хотел красить, хотя мы ходили из
квартиры в квартиру и всюду предлагали свои услуги.
     -  Ничего,  -   говорил   Витя,  -   для   взрослых   характерна  такая
недоверчивость. Важно их переубедить, а потом к нам будут стоять в очереди.
     Нам все-таки удалось  уговорить старушку из восемнадцатой квартиры дать
нам в  окраску скатерть, которую ее первоклассник-внучек, как  и полагается,
залил чернилами в первый же день учебного года.
     - В какой  же  цвет вам  ее покрасить?  -  спросил Витя.  Скатерть была
голубая, а большое чернильное пятно - фиолетовое.
     - В синий, -  сказала старушка. - В темно-синий. Чтоб пятно было не так
заметно.
     - Ну зачем же в  синий, - стал  разубеждать ее Витя. - Лучше  мы вам ее
сделаем цвета бордо.
     - А какой это "бордо"?
     - Темно-красный... Ну, как борщ.
     - А, бурдовый, - сказала бабушка. - Хорошо.
     Мы обесцветили скатерть, выварив ее в растворе хлорной извести, так что
она стала совсем белой, а затем долго варили ее в краске.
     - Главное,  чтобы скатерть равномерно окрасилась, чтобы не было пятен и
всяких там разводов, - говорил Витя.
     Скатерть  очень  хорошо окрасилась.  Мы  просто любовались, какого  она
стала густого вишневого  цвета,  о  котором  Витя  сказал, что  это  и  есть
настоящий бордо - цвет знаменитого французского вина. Еще влажной мы отнесли
ее нашей заказчице. Бабушка была очень довольна нашей  работой и хотела дать
нам денег на конфеты, но Витя отказался и сказал:
     - Нам не нужны конфеты. Но расскажите, пожалуйста,  своим знакомым, что
мы хорошо  и добросовестно  покрасили вашу скатерть. Это  нам  очень  нужно,
потому что мы собираемся расширять производство.
     Бабушка  пообещала  рассказать  всем  своим соседям, какие  мы  хорошие
красильщики, и пожалела, что ей больше нечего дать нам в окраску.
     Мы вернулись в  нашу красильню, чтобы покрасить Витину белую рубашку  в
черный цвет - Витя говорил, что черные рубашки модны и не так пачкаются, как
светлые.
     Мы  развели  черную  краску,  но в  это время снова пришла  старушка со
скатертью.  У нее тряслись щеки от негодования. Она сказала, что никому  нас
не   посоветует.  Только  она  прогладила  утюгом  скатерть,  чтобы  быстрее
подсушить ее и накрыть стол, как скатерть прямо под руками стала распадаться
на хлопья. И она вытащила из  кошелки и бросила на пол эту  распадающуюся на
хлопья скатерть. И ушла.
     Я  взяла  в  руки кусочек скатерти. Она была очень красивого  цвета. Не
такого,  правда,  как  когда она  была  еще  влажной,  но  все  равно  очень
красивого. Мне  было  жалко  старушку  и стыдно перед  ней, потому  что Витя
объяснил, что это наша вина: мы, по-видимому, передержали скатерть в хлорной
извести.
     Так  провалилась наша "операция Радуга". И  вот  тогда я решила продать
свой  фотоаппарат.  Я взяла  его  с собой  в  школу,  на всех  переменках  я
фотографировала  кого  придется,  а   после  уроков  мы  с  Витей  пошли   в
комиссионный магазин.
     В магазине пахло нафталином и еще тем кисловатым особым запахом,  какой
издают старые рояли.  В этом магазине продавались  странные  вещи. Например,
столовый сервиз  за  две тысячи  рублей.  Как автомашина. Ничего особенного,
тарелки с картинками:  французские крестьянки и крестьяне играют на дудочках
и  пасут  овечек. Кому может понадобиться сервиз  за  две тысячи рублей? Или
бронзовый бульдог с  раскрытой пастью - двести восемьдесят рублей. Бронзовый
памятник с собачьей могилы. Интересно, сколько он весит? И кто его купит?
     А мой  аппарат  принять отказались.  Сказали,  что,  во-первых, у детей
магазин  вообще ничего не принимает на  комиссию, а  во-вторых, не принимают
таких аппаратов.
     По правде  говоря, мне было очень приятно, что ребята смотрели на меня,
как на героиню,  когда я сказала, что  продам свой фотоаппарат. Но  сейчас я
почувствовала большое облегчение и тихо радовалась про  себя, что продавщица
не приняла мой фотоаппарат и что нам не удалось его продать.
     Как только мы вышли из магазина, нас подозвал невысокий, худой старик с
желтыми зубами и седой неровной  щетиной на подбородке, одетый в застегнутый
доверху кремовый плащ.
     - Как фамилия? - спросил он у меня неожиданно.
     - Алексеева, - ответила я.
     - Где живешь?
     Я назвала свой адрес.
     - А для чего вам это знать? - спросил Витя.
     - А для  того,  - сказал старик, - что  аппарат этот краденый... И  для
того, что вы хотели  похищенный  предмет сдать  в комиссионный  магазин, что
предусмотрено  статьей  сто семьдесят девятой, пункт "А"  Уголовного кодекса
сроком до семи лет.
     - Это наш аппарат, - сказал Витя. - Как вам не стыдно! Пойдем, Оля.
     -  Э, нет,  - сказал старик  и крепко  взял  меня за руку своей грязной
рукой с обкусанными ногтями. - Сначала пройдем в милицию.
     На нас оглядывались прохожие, две женщины остановились  возле  нас, и я
впервые в жизни поняла, как себя  чувствует человек, уличенный в  воровстве.
Это  был мой  аппарат, но  все  равно я себя чувствовала  так, словно  я его
украла.
     Старик тащил меня по улице, а Витя шел рядом и твердил:
     - Отпустите ее... Сейчас же отпустите. Вы не имеете права...
     -  А вот сейчас  придем в милицию, составим  там протокол по статье сто
семьдесят девятой Уголовного кодекса и тогда  посмотрим, есть у  меня  право
или нет, - злорадно бормотал старик и вел меня за руку по улице.
     А в  другой руке я  держала свой  фотоаппарат, и  он жег  мне руку, как
краденый. Вдруг старик замедлил шаги  перед остановкой троллейбуса и  быстро
сказал:
     - Ну, так и быть... На первый раз прощаю. Я сам куплю этот аппарат...
     Он  сунул  мне  в  руку  бумажный   рубль,  в  который  была  завернута
трехкопеечная монета, взял у меня фотоаппарат и сел в троллейбус.
     - Зачем  ты ему дала аппарат? - удивился Витя. - Подождите!  - закричал
он вслед старику.
     Но троллейбус уже уехал. Мне хотелось плакать, но,  честное же слово, я
почувствовала облегчение, когда уехал  этот отвратительный  старик  и забрал
этот проклятый аппарат.
     - Нужно было задержать  его,  - сказал Витя. - Он,  наверное,  пьяница.
Такой, как  когда-то  в книгах писали. Что  все  с  себя  пропивают.  Ты  не
заметила? Ведь у него под плащом не было даже рубашки.
     - Нет, - сказала я. - Я ничего не заметила.
     Когда я  вернулась домой,  я написала стихи. Я всегда пишу стихи,  если
переволнуюсь или  если  со мной что-нибудь случится.  Но я  никогда не  пишу
стихов о  том, что произошло. Они вроде бы совсем не связаны с  тем, что  со
мной случилось, совсем о другом, но я-то знаю, что они очень связаны, только
я не умею объяснить, чем именно.
     В этот раз я написала стихи про Буратино. Начинались они так:

     Бедняга Буратино!
     Наверно, неспроста
     Тебя швырнули в тину,
     В глубокий пруд с моста...

     Какое отношение имеет Буратино к денежным затруднениям нашей  компании?
Или к тому, что пропал мой фотоаппарат и этот  странный  старик  в  кремовом
плаще так  напугал меня?.. И все-таки имеет  какое-то отношение.  Потому я и
написала стихи  об этом остроносом  добром деревянном человечке. И, когда  я
написала эти стихи, мне стало легче.




     Рано  утром папа  трижды  ударил согнутым пальцем  по дверце  платяного
шкафа  и закричал: "Эй вы, сонные тетери,  открывайте брату двери!" Он часто
будил меня этими словами, и я теперь понимаю, как это хорошо - ╥ просыпаться
с улыбкой. Но  на этот раз  я не улыбнулась и ничего не  ответила.  Тогда он
сказал:
     - Можно к тебе?
     Я ответила:
     - Да, пожалуйста.
     Он вошел, присел с краешка на мою кровать и улыбнулся, как улыбается он
всегда, когда думает о чем-нибудь серьезном. Я люблю в такие минуты смотреть
на  его  лицо. У  него  тогда  бывает  особенно  хорошее  лицо  -  чуть-чуть
беззащитное и одновременно решительное.
     - Я очень виноват перед тобой, - сказал папа. - Не знаю, извинишь ли ты
меня, но больше это не повторится со мной никогда в жизни.
     Я молчала.
     - Это  все,  что  я хотел  сказать, -  сказал папа. -  Я очень бы хотел
вернуть твое уважение. Если сможешь - прости меня.
     - Хорошо, - сказала я, стараясь не заплакать.
     Он вышел, а я постелила кровать и пошла в ванную.  Ванная у нас рядом с
кухней, и окошко  ванной  выходит в кухню. Мама готовила завтрак  и говорила
нарочно громко, так, чтоб шум воды из крана не заглушал ее голоса:
     -  Если  бы  мне  было куда уйти,  я  бы и  минуты не осталась  в  этом
сумасшедшем доме. Я  слышала, как  ты  вымаливал прощение, вместо того чтобы
взять ремень и всыпать ей как следует. Если бы у нее был родной отец...
     Я  посильнее  открутила кран  в  ванной  и  закрыла  уши  руками.  Мама
постоянно упрекает папу в том, что он мне не родной отец.
     Родного отца  я  почти не помню. Помню только сапоги - он  был  военным
летчиком  и, очевидно, носил сапоги, - я сижу между этими большими сапогами,
и отец, стоя, говорит и взмахивает рукой,  а  его  молча и, как  мне  теперь
кажется,  восхищенно слушают  какие-то люди. Их много в большой комнате, где
мы тогда,  очевидно, жили. Они  сидят  на стульях,  на подоконниках, как мне
кажется, даже на полу. А  отец им что-то говорит. И из его  слов я запомнила
только красивое и необыкновенное выражение: "...и так далее, и так далее".
     Мама  говорит, что он погиб  при авиационной катастрофе, но я знаю, что
это не так.
     Я помню  многое,  что  было со  мной  в  раннем  детстве, лица, платья,
разговоры, которые при мне велись  и которых я тогда не понимала, но когда я
вспоминаю  о них теперь, они наполняются  для меня смыслом. Так  как если бы
выучить на память страницу из книги на иностранном, не известном тебе языке,
а потом, спустя несколько лет, выучить этот язык.
     Так вот, припоминая  такие отрывочные разговоры, я поняла, что отец мой
оставил нас с мамой потому, что полюбил другую женщину. Я никогда с мамой об
этом не говорила, и  каким был мой родной отец, я не знаю. Думаю, что был он
все-таки плохим человеком, если мог оставить меня и маму.
     Но человеком,  которого я  зову папой, моим  отчимом, я горжусь и очень
люблю его, по-моему,  люблю его даже больше, чем маму, и  верю  в то, что он
самый лучший человек на свете, и хочу во всем быть похожей на него.
     Он журналист, работает в газете, часто уезжает в командировки. И, когда
его нет, я очень по нему скучаю и пишу ему письма, а он мне отвечает.
     А мама не любит писать письма. Она говорит, что это старомодное занятие
и что значительно проще поговорить по междугородному телефону.
     Я ему показываю все мои стихи; он их никогда не хвалит и  не ругает, но
он  их  понимает.  Он, по-моему, понимает даже  то,  что  я  сама  не всегда
понимаю:  почему  я  их  написала.  И  мне  очень  захотелось  прочесть  ему
стихотворение,  начало которого  сложилось у меня  ночью:  я  всегда сначала
сочиняю  стихи в голове, а  потом уже  записываю их на  бумаге. Я  придумала
только первую строфу:

     Мне снова снился отчий дом -
     Малометражная квартира.
     Проснулась ночью. Было тихо.
     И вспоминался этот сон.

     Но я решила, что сначала я закончу стихотворение, а потом  уже перепишу
и покажу  его папе. Хотя  я еще  совсем  не  знала, что будет дальше. Что-то
такое о чужих окнах, которые глядят мне в лицо тысячью влажных глаз.
     За  завтраком все мы молчали, но перед  тем, как я  пошла в школу, папа
спросил:
     - Может быть, тебе нужны деньги?
     - Нет, не нужны, - ответила я.
     Я сказала неправду. Деньги мне были очень нужны.
     У  каждого  человека есть  какой-то предмет, о котором он мечтает  и на
покупку которого он не  жалеет денег. У папы, например, это консервные ножи.
У нас  на кухне  одна  стенка -  там,  где газовая плита, - закрыта фанерным
щитом кремового цвета, в  щит густо забиты  гвоздики, а  на них висят в  ряд
двести одиннадцать  консервных ножей.  Все знакомые сносят  папе  консервные
ножи,  из всех командировок он  привозит  консервные ножи.  Он  говорит, что
когда-нибудь напишет историю эволюции консервных ножей, начиная от первых  -
в  виде  щучьей пасти,  изготовленных  для  открывания  первых  консервов  в
середине прошлого  столетия,  и  кончая  сложным  современным  устройством с
магнитным держателем для обрезанной крышки. Папа говорит, что на конструкцию
консервных ножей оказали свое влияние и войны и революции.
     Я в  детстве больше всего хотела  покупать мороженое.  Я совершенно  не
понимала взрослых, которые тратят деньги на хлеб, колбасу, ботинки, когда на
них можно купить мороженое. Затем я стала так же думать о книгах.
     Но  вот теперь  я  мечтала лишь об  одном -  о  реактивах. О химических
реактивах. И я, и Витя, и Сережа, и даже Женька Иванов  в последнее время не
ходили в кино, не ели мороженого. Все деньги мы тратили на реактивы.
     Когда  я  закончу  школу,  я  поступлю  в   университет  на  химический
факультет.  Но учиться там я  буду заочно.  А  работать  я  пойду  в магазин
химических реактивов. Это моя  мечта, и  я  сделаю все, что нужно, для  того
чтобы она осуществилась.
     Все  началось  с  обыкновенного кусочка сахара.  Я тогда еще училась  в
шестом  классе и не знала,  что сахар не горит, а только темнеет и плавится,
если жечь  его  на  спичке. Витин  отец, Леонид  Владимирович,  - он  химик,
профессор, работает в Академии наук - однажды, когда я и Сережа были у Вити,
сказал,  что покажет нам  фокус.  Он дал нам каждому по кусочку сахара и  по
коробке спичек и предложил зажечь этот сахар,  только над пепельницей, чтобы
не запачкать стол. Я  обожгла себе пальцы, а сахар не загорался. Тогда Витин
папа взял  у  нас  сахар  и  сам поджег  его. И сахар у него сразу загорелся
красивым синеватым пламенем, похожим на то, какое бывает, когда горит спирт.
     - Теперь догадайтесь, в чем тут фокус, -  сказал Витин папа. - Почему у
вас сахар не горел, а у меня горит?
     Мы не могли догадаться. И Витин папа тогда сказал:
     -  Вот,  ребята,  вы  сейчас  столкнулись  с одним  из самых интересных
явлений природы и одним из самых важных вопросов  химии.  Вы  не обратили на
это  внимания, но я,  перед тем  как  поджечь  кусок сахара,  будто нечаянно
уронил его в пепельницу. К сахару пристал  табачный  пепел, а табачный пепел
обладает  интереснейшим  свойством  - достаточно крошечного  количества,  ну
просто миллиграмма, чтобы весь сахар, если его поджечь, сгорел.
     - А почему пепел так действует на сахар? - спросил Сережа.
     - Потому что табачный  пепел в  этом  случае  является катализатором, -
ответил Леонид Владимирович  и  рассказал нам о том, что катализаторы -  это
такие  вещества, которые во время  химических  процессов не  изменяются,  их
количество не уменьшается и  не увеличивается, но что  они  намного ускоряют
химические процессы,  иногда  в тысячи и в сотни тысяч раз. А бывают и такие
реакции, которые вообще без катализатора не получаются.
     Не  знаю, как  у  других,  но у меня перед глазами сразу возникла такая
картина: огромный зал или площадь, заполненная людьми.  Они стоят тесно, они
мрачны  и  недовольны, они  негромко  переговариваются  между  собой,  и вся
площадь  гудит,  как  улей.  Но  тут  молодой  человек  в  белой  рубашке  с
расстегнутым  воротом,  с  зачесанными  назад  волнистыми  черными  волосами
вскакивает на какое-то возвышение - это  даже не трибуна, а стол или тележка
- и кричит: "Вперед на тиранов!"
     И все  принимаются строить баррикады,  вооружаться... Вот этот  молодой
человек, который  закричал  "Вперед  на тиранов!", мне представилось, и есть
катализатор.
     Леонид Владимирович прочел нам в тот день целую лекцию о катализаторах.
О  том,   что   бывают   катализаторы,   которые  ускоряют  действие  других
катализаторов, и что их называют промоторами, и что бывают вещества, которые
замедляют действие катализаторов, - их называют каталитическими ядами; что в
наше время ученые создали теории о том, почему и как действуют катализаторы,
но все  равно  в этом вопросе  еще многое  остается неизвестным, и некоторые
катализаторы найдены по  методу  древних алхимиков,  то есть пробуют  разные
реактивы, проверяя, не ускорят ли они химический процесс.
     Я  сразу  представила себе полутемное  помещение,  посередине горн,  на
котором  стоит большая изогнутая реторта  с красной жидкостью. Вития папа, в
коротких  штанах, в бархатном камзоле, одной рукой раздувает меха,  в другой
руке  держит  книгу,  в   которую  время  от  времени  заглядывает,  бормоча
вперемежку  химические формулы и заклинания, а на голове  у него сидит сова,
которая  то  страшно  ухает,  то  бормочет  формулы:  аш  два  о,  аргентум,
нитрогениум и еще такие же слова.
     -  Значит, - спросила я, - все зависит от того, повезет  или не повезет
химикам?
     - Нет, - возразил Леонид Владимирович.  - В тысячах  ла бораторий всего
мира  ежедневно  проводятся  сотни  тысяч  опытов,  для того  чтобы найти  и
испытать новые катализаторы. И если говорить о везении, то это сознательное,
так сказать, направленное везение. И когда химики  находят новый катализатор
- это очень  важное, очень  радостное событие, а состав  нового катализатора
очень часто является промышленной, военной или даже государственной тайной.
     Когда я вернулась домой,  я долго думала о том, что это  все-таки очень
здорово  и очень странно... Пока мы ходим в школу и в  кино и  готовим уроки
или ссоримся друг с другом из-за всякой чепухи, во всем мире в лабораториях,
согнувшись над приборами,  сидят  ученые и ищут катализаторы для того, чтобы
ускорить разные  химические  процессы.  А  Витин папа  говорит, что ускорять
разные химические процессы это значит активно заботиться  о том, чтобы людям
побыстрее жилось легче и лучше.
     И я написала стихи. Я  всего раз в жизни летела на самолете. С  папой и
мамой -  на "ТУ-104".  Мне не  понравилось,  потому что  с  непривычки  было
страшно,  и меня тошнило, хотя папа удивлялся, почему меня тошнит, так как в
самолете в самом деле совсем не качает, а только  закладывает уши и ломит  в
затылке при взлете и посадке. Но теперь, после разговора о  катализаторах, я
совеем по-другому увидела и поняла свой полет.
     И я написала:

     На облака облокотись
     И вниз на землю погляди.
     Взгляни на горы сверху вниз,
     На реки в челюстях плотин.

     Взгляни на села, города
     Не свысока, а с высоты,
     Чтоб просто больше увидать,
     Чтоб сразу взглядом охватить.

     Гляди: над лучшим из миров
     Редеет облачный покров...
     Да, люди выше облаков,
     И люди больше городов.





     Прозвенел  звонок. И,  когда все  уже сидели  на  месте, в  класс вошел
Сережа. Он  слегка взмахнул рукой, сказал: "Сидите, сидите", затем подошел к
доске, повернулся к классу, подергал себя за нос и торопливо спросил:
     - Так на чем мы остановились? - И так  же торопливо сам себе ответил: -
На  Ярославе  Мудром... Алексеева,  не  вертись,  -  сказал Сережа в  нос  и
продолжал прежним тоном:  -  Запишите в  тетради:  Ярослав Мудрый.  А теперь
положите  ручки  и  слушайте.  Ярослав  Мудрый был  прозван  мудрым  за свою
мудрость...
     Никто не обращал  внимания на то, что говорил Сережа из-за учительского
стола. Все  уже  давно  привыкли к его  шуточкам. По-моему,  никто  даже  не
улыбнулся.
     - Ярослав Мудрый... - продолжал Сережа.
     Но  в это время приоткрылась дверь, и Сережа шмыгнул на свою парту - он
сидит  с Витей. Вошел учитель истории Михаил Иванович и совершенно  таким же
движением руки, как Сережа, помахал на класс и сказал: "Садитесь, садитесь".
Кто-то из девчонок хихикнул.  Тогда Михаил Иванович  подергал себя  за нос и
спросил:
     -  Так  на чем  мы остановились?  - И  торопливо  ответил:  -  На князе
Ярославе Мудром... Алексеева, не вертись,  - сказал он мне, хотя, честное же
слово, я ничуть не вертелась.
     Все поведение Михаила Ивановича, все его слова были настолько похожи на
то, что показал перед тем Сережа,  так совпадало каждое движение, что ребята
повизгивали, подавляя смех. И только Сережа сидел с очень серьезным, с очень
вдумчивым лицом.
     Вообще Сережа был бы похож лицом на Пушкина, если бы оно не было у него
подвижным,  как  у  обезьяны,  и  если  бы  не были  такие  светлые,  словно
покрашенные перекисью водорода, волосы. Но когда Сереже вздумается, он может
придать  своему  лицу  выражение  пай-мальчика  с картинок  в старых детских
книжках.
     Михаил  Иванович  никак не мог понять,  чем вызван смех, и, вместо того
чтобы  дальше  рассказывать про  Ярослава Мудрого, стал  спрашивать домашнее
задание. И, как это  ни удивительно,  первым он вызвал Сережу и поставил ему
двойку, потому  что Сережа  переселил кривичей  с  верховьев Днепра на  Оку,
древлян с Припяти на Десну, а полян передвинул к дулебам.
     Я  уже  давно заметила, что  почти все  наши  учителя, когда  в  классе
возникает нездоровый смех, вызывают Сережу и ставят ему двойку,  хотя Сережа
хорошо учится. Очевидно, они знают, кто у нас первый юморист.
     На перемене возле новой  школьной стенгазеты  столпилось много ребят. Я
тоже подошла,  но лишь посмотрела и сейчас же пошла дальше. Я дала в  газету
эти мои стихи про самолет, а их не поместили. И мне показалось обидно, что в
газете не мои стихи, а Миры  Ковалевой из 8-го "Б". У  нас многие мальчики и
девочки  пишут стихи, но книги  стихов в библиотеке,  по-моему,  наши ребята
берут не особенно охотно. Да и мне  самой больше нравится читать  написанное
прозой.
     На  второй урок  мы  пошли  в самое лучшее место  в  нашей  школе  -  в
химический  кабинет. У нас замечательный химический кабинет. Вместо парт там
стоят  столы.  И  есть  большой  стол,  к которому подведен газ,  и  на  нем
маленькие газовые плитки и  химическая  посуда.  И вытяжной  шкаф -  большой
стеклянный ящик, к  которому подведена вентиляционная труба.  И вдоль  стены
шкафы, заполненные банками с этикетками, а в банках всевозможные реактивы. А
в одной  из банок под слоем керосина хранится металлический  натрий, который
мне нравится больше всего...
     И главное,  в химическом кабинете  Евгения Лаврентьевна,  как всегда, в
черном халате  и с  белыми волосами  и  с  лицом, которое остае