Тайдзюцу: форма и дух

При поединке мастеров тайдзюцу высокого уровня малейшее движение зачастую решает исход боя, определяет победу или поражение. Даже если движение почти совершенно, одна маленькая ошибка иногда определяет жизнь или смерть.

Есть старая поговорка: "Загнанная в угол мышь может укусить кошку". И правда, люди могут сделать нечто, выходящее за пределы своих сил, когда они в реальной опасности. Эта пословица напоминает метод тайдзюцу: вы делаете шаг назад, как будто отступаете от противника, но на самом деле вы тянете его за собой.

Во время занятий тайдзюцу ученики часто говорят мне: "Я иногда уверен, что припер вас к стенке, однако вы ловите меня прежде, чем я успеваю это сообразить". Не то, чтобы я уворачиваюсь в последний момент, как обычно считают, -- скорее я держу под контролем целиком его тело и душу, как будто я делаю его частью своей жизни.

Есть книга о тайдзюцу под названием "Подвиги кошек". В ней старый и молодой коты ведут разговор о стержне боевых искусств. Кошка может предугадывать погоду, видеть в темноте, ходить бесшумно, может отпустить добычу или загнать ее в угол, чтобы там поймать.

Покойный великий мастер Такамацу часто напоминал о победах и поражениях в природе, говоря: "Что в действительности значит "победа"? Я никогда бы не стал мастером тайдзюцу, если бы придерживался этой концепции". Нет ничего лучше в изучении тайдзюцу, чем отказаться от неглубокой концепции победы и поражения и найти правильный способ жить.

Во время занятий тайдзюцу ученики часто говорят мне: "Я иногда уверен, что припер вас к стенке, однако вы ловите меня прежде, чем я успеваю сообразить". Не то, чтобы я уворачиваюсь в последний момент, как обычно считают, скорее я держу под контролем целиком его душу и тело, как будто я делаю его частью своей жизни.

В тайдзюцу входят восемь базовых форм. В Японии 8 считается счастливым числом. Но из-за того, что число "8" похоже на символ бесконечности (#), я бы сказал, что здесь цифра 8 представляет бесконечность и вечность. Я помню наш разговор, как будто он произошел вчера, когда покойный сэнсэй Такамацу сказал мне о важности этих восьми форм. С тех пор я изучаю их более двадцати лет. Его повышенное внимание к восьми формам согласуется с революционным высказыванием Конфуция: "Наслаждение искусствами, сполненными достоинств -- одно из самых благородных, глубоких деяний человеческих существ". И, занимаясь этими восемью формами более двадцати лет, я узнал о жизни больше, чем откуда бы то ни было.

Восемь приемов -- стержень тайдзюцу, благодаря которому мы можем найти способ наслаждаться самим искусством, здоровьем, миром и счастьем. И когда вы наконец достигнете стержня искусства, то узнаете, что в действительности означает работа в пустоте.

По-японски предчувствие называют "сообщением насекомых". Например, когда кто-то умирает, его семья, или близкие друзья, которых он любил, чувствуют, что произошли какие-то события. Мы говорим, что насекомые предали им сообщение. Из-за таких вещей нам приходится верить в возможность общения на уровне подсознания. Многие избежали опасности благодаря так называемому шестому чувству.

Вспоминая с какой горячностью великий мастер Такамацу рассказывал мне такие истории, сравнивая человека с насекомым, я закрываю глаза. В уме я вижу полет светлячка под дуге. Дуга превращается в окружность. Невидимое насекомое из невидимого круга говорит со мной.

Меня иногда спрашивают: "Что делать, если мы потерялись в жизни?". Ответ очень прост: "Ни о чем не думать и довериться подсознанию". Я часто отвечаю: "Вам не нужна религия, не нужна философия, не нужна культура и тому подобное: они что подчиняют вас себе. Главное - чем больше ваша жизненная сила, тем больше вы можете выдержать". Действуйте, как вам подсказывает интуиция, и перед вами откроются секреты тайдзюцу.

Огнестрельное оружие и ниндзя

Примерно через сто лет после того, как огнестрельное оружие было завезено в Японию португальцами в 1543 году, его популярность упала. Некоторые полагают, что это произошло благодаря длительному миру в результате захвата власти во всей стране сёгуном Токугава Ияеясу. Другие говорят, что высокопоставленные воины были слишком горды чтобы пользоваться огнестрельным оружием; по их мнению предназначенным для трусов. Такое оружие обычно давали воинам низшего ранга. Был и другой аспект: люди начали придавать орудиям вид художественных ценностей с помощью декоративных гравюр. Оружие переставало быть инструментом боя, но становились объектами коллекционирования. Некоторые ссылались на сакоку -- закрытие страны для иностранцев.

Ниндзя тоже использовали огнестрельное оружие. Сказать, что они каким-то образом приобретали пушки, было бы неправильно. Согласно историческим записям ниндзя использовали деревянные пушки. Удаляли середину из ствола дерева и укрепляли ствол, покрывая его изнутри несколькими слоями бумаги. Такие орудия носили в руках. Орудия другого типа изготовляли, покрывая бамбук японской бумагой. Полую середину заполняли порохом и пулями. Такие длинные "ружья" имели длину рукава и у каждого был запал. Подобные орудия не отличались точностью попадания.

Содэдзуцу или содэтэппо, ручное огнестрельное орудие. На фото бамбуковое ружье, покрытое девятью слоями бумаги

Сэнсэй Такамацу рассказал следующую историю, когда передавал мне технику использования таких небольших ружей.

Воин по имени Санада Юкимура прокрался в лагерь Иеясу у горы Тяусу. Он выстрелили из в Иясу из такого ружья, но промахнулся. Этот эпизод описан в одной из глав "Юрусимоно Гоки". Говорят, что ниндзя знали как использовать порох еще до завоза пушек в Японию, что усилило искусство ниндзя катон до дзюцу. Они метали лезвия, помещенные в пакеты с порохом, горящие стрелы; использовали бамбуковые мортиры и гранаты.

Я расскажу об оружии и его применении их в бою. Когда я учу много учеников, то начинаю с тайдзюцу, затем идет переходный период, когда я позволю им брать оружие. Интересно, что характер ученика и как он освоил тайдзюцу становятся сразу проявляютя, когда он начинает работать с оружием.

Содэтэппо в действии

Я занимался стрельбой и достиг успехов. Инструкторы удивляются моему мастерству и спрашивают, много ли у меня опыта обращения с пистолетами, и я отвечаю -- немного. Возникает вопрос, как же тогда я могу быть настолько точным? Полагаю, это можно объяснить моим хорошим владением тайдзюцу. Тайдзюцу дает ценнейщую способность уверенно обращаться с новым, никогда не виденным раньше, оружием.

Возможно вы нацеливали свое ружье на птицу. В такой момент вы можете видеть, как хорошо развиты инстинкты у птицы. Если вы прицеливаетесь из незаряженного ружья, или не имеете намерения стрелять -- птица не улетит. Синкэнгата или тайдзюцу реального боя позволяет развить реакцию как у птиц и диких животных. Однако я хочу, чтобы вы поняли: подобный занятия действитель дадут вам великолепную технику, потому что вы уже обладаете человеческим сознанием.

Нагтеппо или метательные снаряды

Иногда меня просят научить полицейских как обращаться с огнестрельным оружием и как отобрать оружие у преступника. Меня спрашивают, что делать в ситуации, когда вы за три метра до преступника, а значит он за пределами досягаемости. Я не могу ответить на этот вопрос. Вероятно есть многие области и движения, где я не могу найти ответа с помощью моего знания тайдзюцу. Но ответы на многие вопросы можно найти, наблюдая технику тайдзюцу в действии.

Ружья с курком

Ондзюцу или деревянная мортира

Ниндзя - не цирковые артисты. Ниндзя не разбойники, не убийцы и не предатели. Это люди настойчивые и выносливые.

Волшебник Чан Ле Со позволял кому-то из зрителей стрелять в него из заряженного ружья и ловил пулю зубами. Но когда его ружье стало совсем старым, оно однажды случайно выстрелило само, вылетела пуля, когда он не ждал выстрела. Пуля пробила правое легкое и Ли умер мучительной смертью. Даже самая поразительная скорость не может все время останавливать пулю.

Это доказывает разницу в чувствительности. Я уже говорил о ниндзюцу, как об искусстве сбегать, убегать и избегать. Ниндзя используют свое искусство, чтобы избежать поражения пулями и также, чтобы избежать конфронтации, если таково наилучшее решение.

Вот как моя школа или рю продолжает существовать уже 900 лет.

Те из нас, которые занимаются искусством быть незаметным, хотят жить мирно без огнестрельного оружия. Люди заявляют, что ружья используются в игре "выстрели-возьми": живые существа убиты, жизни утрачены. Мы утверждаем, что это игра "выстрели - получи" - стрелявшие получают пули сами.

То же самое происходит сегодня с боевыми искусствами. Дзюдо и кэндо как боевые искусства сформировались после периода Мэйдзи скорее как зрелищные виды спорта. Все же у меня есть странное ощущение, что они ориентированы на реальный бой, но недостаточно. Боевые достижения моих девяти школ выжили более тысячи лет в самом центре реальных сражений. Поэтому здесь возможно немедленное приобретение чувства реального боя.

Эта техника работы от палки рассмотрена для объяснения общих идей муто сабаки - защиты без оружия от атаки с мечом.

Движения на фотографиях имеют две стороны: кажущуюся и реальную (кё-дзицу). Это также можно назвать здравым смыслом и обманом. Однако если кто-то будет неправильно обращаться с концепцией кё-дзицу, не будет движения в правильном направлении - смерть ждет его

Бисэнто Дзуцу

Рокусяку Бо Своей правой рукой с помощью палки я держу в замке шею противника. Также я удерживаю его тело правым коленом.

Мутодори (хэкику) защита от меча без оружия Мутофутэн (муто тёккэнгата) -- прямой стиль

Сначала усвойте, что главное в Мутодори -- понять, что секретная точка всего лишь в шаге перед вами.

Тэнгоку Мутогаэси

Яма Яраси (буря в горах)

Маиёу (танцующие листья)

Хатоу - накат волны

Хитэн - прыжок и перекат

Суйрю - поток воды

Доко (разъяренный тигр)

Моко - дикий тигр Вонзаю меч, как дикий тигр вонзает клыки.

Оглавление