Prev
Index
Next
Date : (Пн) 14-Окт-96 17:2
From : Alexey Kiyaikin 2:5020/358.91
To : All
Subj : Дoклад o пpикидах - advanced. 1/4
Привет !
Вoт пеpеpабoтка мoегo дoклада o пpикидах с Зиланта - 94; лoвите.
=====================================================================
" Э П О Х А У Д О Б О Й О Д Е Ж Д Ы "
ЕКОТОРЫЕ ЕОБХОДИМЫЕ ЗАИЯ
ПО КОСТРУИРОВАИЮ ИГРОВОГО ПРИКИДА
по материалам доклада "Материальная культура фэнтези",
прочитанного на Зилант-коне-94
Достаточно навязший в зубах вопрос: как снарядиться на игру, не
выглядя при этом янкой при дворе короля Артура, или запорожцем за Ду-
наем при дворе короля Элронда. Он упирается в две больные точки: спо-
собности автора к воплощению идеи в жизнь, и наличие генеральной линии
своего составления. Мы будем говорить в основном о втором - первый
вопрос достаточно просто лечится обучением неумеек. Итак, игровой при-
кид как он есть - одежда, доспех, оружие, мелкие детали туалета.
* * *
Для нас наибольшей притягательностью являются книги жанра фэнтзи.
Причиной этого рискну указать довольно сложную: наиболее интересно
наблюдать события, ломающие сложившийся миропорядок, чем протекающие в
рамках замшелого статус кво. Так, например, устроены все исторические
романы: самое интересное в истории - момент ее поворота. Так устроены
и сказки, и авантюрные романы. А фэнтези - немножко то, другое и
третье сразу. Притом, хорошую "отдушину" представляет иной, нежели
современный, менталитет - примерно соответствующий эпохе родоплеменно-
го строя, верящего в магов, заговоренные предметы и ходячих мертвецов.
Поскольку время от времени в фэнтези появляются картины древних импе-
рий, то сделаем поправку и внесем немного нравов и быта империй прош-
лого, главным образом Рима и Византии, близких нам духовно более, не-
жели этрусские или вавилонские достижения эпохи бронзы. (Иногда перед
глазами проходят аналоги франкской империи, но не забудем, что она за-
думывалась Карлом Великим как Второй Рим. А проза на материале сла-
вянской старины вообще проста как валенок, и приятна нашему развесис-
тому менталитету.) Получается, что по духу и быту (отражающему дух)
литература фэнтези близка эпохе распада родоплеменного строя и зарож-
дения государств, взаимодействия Рода и Государства, знания и магии.
Европа проходила эту эпоху первые пять веков нашей эры, от освоения
холодного железа до варварских государств на землях Рима. В фэнтези
находятся такие отличительные черты этих времен, как многобожие или
поклонение стихиям, военная демократия, лидерство как результат зас-
луг, а не происхождения, плохое знание географии и инстинктивное недо-
верие к пришедшим со стороны. Даже амулеты и обереги носили в основном
в это время.
* * *
Итак, наши герои - дети родоплеменного строя. Материально, эта
эпоха может быть определена как Эпоха Удобной Одежды. В этом мире не
носят неудобных вещей. Все строго функционально, каждый шов или деталь
точно на своем месте и несет несколько функций. Весь костюм точно со-
ответствует особенностям климата, и не требует особых дополнений для
жизни под открытым небом.
Функционально, мы можем говорить о двух типах костюма - лесном и
степном. Поскольку степь не главная часть мира фэнтези ( да и "феода-
лок" тоже), опишем его лишь в общих чертах. Степной костюм - костюм
всадника, пешком по этим просторам не находишься. Это костюм, рассчи-
танный на сильные колебания температуры от дня к ночи, на сухой воздух
и обилие пыли в нем. Соответственно, основой костюма является халат
(штаны и рубаха являются в сущности нижней одеждой, почти бельем) или
кафтан, расстегивающийся снизу доверху. В сильно засушливых и пустын-
ных областях он имеет сильный запАх и длину почти до пят, чтобы не те-
рять влагу тела и не пускать пыль с песком. В районах с чуть лучшим
климатом (например, в зонах земледелия Средней Азии) он может откры-
вать шею и ключицы. Основное достоинство халата - вентиляция, в нем
даже в жару не жарко. К халату (кафтану) полагается пояс, чтобы не
расстегивался, и чтобы теплее было в холода. Чем сильнее колебания
температуры (например, в пустынях Аравии или Внутренней Монголии), тем
он более широк и толст.
а голове обязателен головной убор: тюрбан для жителей пустыни
(толстый слой ткани не дает перегреваться или мерзнуть голове), войло-
чные шляпы или башлыки для жителей степей. Меховые шапки - либо плотно
сидящие на голове папахи (для жителей предгорий, где ветры не очень
сильные), либо классические треухи, вроде башкирских малахаев, чтобы
не сдуло ветром, и не отморозить щеки (для жителей сухих степей). В
целях гигиены, под головным убором либо короткая стрижка, либо бритая
голова.
Обувью, как правило, являются сапоги любой конструкции. Поскольку
главное - удобство, каблуков вы не увидите. аоборот, плоская подошва
чаще всего сделана из той же кожи, что и голенище. В пустынных землях
часто сапоги делают с загнутыми носами, чтобы не черпать песок при
ходьбе.
В мягкой климатической зоне степей, халат может быть совсем ко-
ротким - например, до колена. В скотоводческих районах вместо такого
"летнего" халата может применяться безрукавка-душегрейка из меха - та-
кое же сочетание тепла с вентиляцией.
Вообще, материал для одежды зависит от основного занятия населе-
ния - там, где в основном охотятся и пасут скот, основой одежды служат
кожа, войлок и мех. В земледельческих районах преобладают ткани.
* * *
Теперь о лесном костюме. апомним, что, вплоть до падения Рима,
леса в Европе никто серьезно не вырубал. Лесной пояс шел без разрывов
с востока на запад, начиная примерно с широты Уфы и Воронежа, западнее
Карпат круто забирая к югу. А во времена Трои лесом со львами и каба-
нами было все побережье Средиземного моря.
Основой лесного костюма являются рубаха и штаны. При этом, рубаха
должна быть достаточно длинной: полотняная - до колен, шерстяная - до
середины бедра. Меньшая длина в лесу нефункциональна, бОльшая - атри-
бут человека, не работающего руками, - волхва или старейшины. Рубаха
скроена как римская туника - без застежек, с широким воротом. Северные
народы, коими являются германцы, для уменьшения ворота довольно рано
дошли до застежек на плече, а жители более мягкого климата обходи-
лись разрезом спереди на вороте. Пояс был обязателен, он обычно сов-
мещал функции оберега и хранителя мелкой поклажи - карманов не было,
все висело на поясе.
Штаны в лесу удобнее неширокие - вентиляции не нужно, это не жар-
кая степь. Обычная длина штанов - до щиколотки, хотя могли быть и ко-
роче, из расчета на обувь (см. ниже). Они фиксировались шнурком, про-
дернутым по верхней кромке.
Обувью служили все разновидности низких тапок. Их могли делать
как плетением (лапти и кожаные поршни-постолы), так и кроить из куска
кожи, стягивая на подъеме. Обычно на ноге их держали завязки; не стоит
думать, что эти завязки доходили до голени - такие длиные ремни обычно
служили самостоятельным видом одежды (заменяющим гетры), либо крепили
мягкие шерстяные/меховые гетры на ноге. Ремешки от обуви обычно зама-
тывали на лодыжке. Такая обувь могла охватывать низ штанин, а могла и
скрываться под ним. С обувью носили онучи (портянки), особенно если
позволял уровень развития ткачества. ога, охваченная туго намотанной
портянкой, поверх которой туго примотаны ремни обуви, практически не
уступает по фиксации голеностопа лучшим шнурованным хакинсам. Кроме
того, намокшая портянка сохнет у костра за считанные минуты, чего не
скажешь о носках. Таким образом, лыковые или кожаные тапки с портянка-
ми являлись оптимальной обувью для хождения по сырым и неровным лесным
буеракам. Сапог появился довольно поздно, в основном на границе со
степью или тундрой, и до освоения конной езды приживался плохо, в ос-
новном из-за трудности сушки и легкости приведения в негодность после
появления дырки в любом месте.
=====================================================================
(кoнец части 1)
Счастдливo.
Пoсадник.
--- Naked Grandfather 2.41
* Origin: Hort_Home (2:5020/358.91)
Prev
Index
Next