Prev Index Next


 Date :  (Вс) 17-Hоя-96 04:3
 From :  Alexey Kiyaikin 2:5020/358.91
 To   :  All
 Subj :  матеpиалы пo opужию - 3

Привет !
=====================================================================
                                М Е Ч
                          попытка обобщения
     Меч - это первое оружие,  созданное специально для войны. Обычные
виды оружия  развились  из  охотничьих или хозяйственных аналогов - но
меч всегда был оружием. Первые попытки применить меч на охоте начались
только в конце Средних Веков, и не сделали погоды.
     Меч - символ воинской касты у  индоевропейцев,  символ  воинского
сословия у  цивилизованных  индоевропейских народов позднейших времен.
Только из-за того,  что он появился довольно  поздно,  атрибутом  бога
войны часто  бывает другое оружие,  чаще всего молот или булава (из-за
связи культа бога войны и бога-громовика).  Тем не  менее,  поклонение
мечу зафиксировано. Hапример, у скифов VII-VI вв. до н. э..
     Меч - хотя и многоцелевое, но не совсем универсальное оружие. Са-
мо слово  "меч" не предполагает какого-то конкретного предмета с конк-
ретной длиной и шириной. Существует не менее 5 основных разновидностей
меча, в  зависимости  от  его длины,  характера заточки и особенностей
техники его применения. Соответственно, это:
     - короткий рубящий меч (тесак);
     - короткий колюще-рубящий меч ;
     - средний (поясной) колюще-рубящий меч;
     - длинный колющий меч (эсток, шпага);
     - длинный колюще-рубящий меч (спадон).
     Коротким меч традиционно считается при общей длине 50-70 см;  при
этом его параметры не очень меняются от того,  как им работать. Просто
и колоть, и рубить такой длины железкой примерно одинаково удобно. Ко-
роткий меч - самый древний, он рассчитан на убиение бездоспешного бой-
ца. В  древности короткого меча вполне хватало,  чтобы выпустить кишки
или разрубить голову противнику, у которого кроме щита защиты нет. Ру-
бящие мечи  часто  имеют одностороннюю заточку;  это можно видеть и на
саксах древних германцев,  и на дао не менее древних  китайцев.  Колю-
ще-рубящие мечи, как правило, обоюдоострые - легче втыкать. Сильно на-
вороченных гард обычно не бывает - рубящий  момент  заставляет  давать
провес на клинок,  а массивная гарда оттягивает вес обратно к рукояти.
Кроме того,  при коротких клинках нет опасности подставить  пальцы  на
защите: клинок такой короткий, что защищаться выгоднее щитом. Без щита
основной защитой является левая рука,  способная схватить  вооруженную
руку противника. Рукоять бывает одноручная или чуть длиннее, тогда на-
вершие делается меньше.
     Средний меч не зря называется поясным. Это меч как раз такой дли-
ны (70-90 см),  что его уже удобно таскать именно на поясе.  Так его и
таскали все, кому не лень - от китайцев и сарматов до Роланда и Свято-
гора. (Святогор тут вот при чем:  судя по всему, образ Святогора вошел
в былины с черниговщины,  где раскопан курган боярина IX в., с кольчу-
гой почти двухметровой ширины плеч и мечом полтора метра. При том, что
пропорции меча обычные, одноручные - просто хозяин был два с половиной
метра в высоту.) Эта длина меча также достаточно оправдана:  мечом та-
кой длины уже можно пытаться рубиться с коня,  не сталкиваясь коленями
с конным противником. Обводы меча также без сильных наворотов, обычный
тип гарды  - крестовина,  либо округлая грибообразная.  Рукоять обычно
одноручная, для более длинной характерен удлиненный клинок.  Такой меч
хорошо работает при доспехе и щите; но если короткий меч требует боль-
шого щита и - желательно - строя,  то средний меч сочетается обычно  с
россыпным  строем,  и тактикой волчьей стаи:  средний клинок дает чуть
больше безопасности владельцу.
     Длинный колющий  меч  появился  тогда,  когда доспех стал слишком
крутым. Меч сначала удлинялся, чтобы раньше противника вонзиться в ли-
цо или слабое место доспеха, а затем сменил сечение с плоского на гра-
неное - треугольное или ромбическое. Клинок с таким сечением увереннее
входит в тело или металл,  он тяжелее - а значит, устойчивее в выпаде.
Ведь для протыкания противника меч нужно как следует толкнуть, и лучше
он будет тяжелым, и сам пойдет вперед после первого толчка. Затем куз-
нецы стали делать хорошую сталь,  и меч стал совсем тонким и  длинным.
Такое оружие рубить совсем не может, зато протыкает доспех почти в лю-
бом месте.  Появляются зачатки фехтования - ведь нужно же уметь ткнуть
в нужное место! - и гарда стремится получше закрыть кисть от тычка или
шлепки противника,  ведь у фехтовальщика так уязвимы руки.  Появляются
все эти навороты со скобами,  полукольцами и чашками на эфесе. Их наз-
начение одно - уберечь первые три пальца,  управляющие мечом. Если ру-
бящим мечом управлял кулак,  то колющий меч держат, наклонив вперед, в
основном тремя-четырьмя пальцами.  Такой меч появился сначала в  Испа-
нии, назывался он эспада (чуть измененное римское слово "спата",  т.е.
поясной меч),  от него и происходят шпаги.  Первые спады были довольно
широкими, и  хорошо рубили.  Позднее,  с улучшением доспеха,  подобной
формы стали делать  и  граненые  клинки.  В  Германии  они  назывались
Panzerstecher -  ломатели  панцирей.  Это уже почти спортивная рапира,
только длиннее в полтора раза. Другое название, более известное, - эс-
ток. Слово же "рапира" сперва означало любой не форменный меч,  оружие
гражданских лиц.  Уже позже его стали связывать лишь с гранеными колю-
щими клинками.
     Колюще-рубящий меч большой длины - это меч с  пропорциями  копья.
Он должен  рубить и колоть,  но держат его как копье,  широким хватом.
Поэтому длинная рукоять ему  нужна обязательно.  Длинная,  кстати,  не
значит - двуручная.  "Двуручная рукоять" чаще всего означает рукоять в
две ширины ладони,  как на мечах XII века.  А мечи, о которых мы гово-
рим, имеют рукояти не менее 3 хватов, что составляет около локтя.Такие
мечи известны как спадоны - огромные мечи с ветвистой гардой,  с  ква-
зи-рукоятью перед эфесом,  защищенной небольшой дополнительной гардой.
Hо еще есть и клейморы,  оружие шотландских горцев,  и китайские  мечи
эпохи бронзы.  Их общие черты - гораздо меньший вес,  чем это кажется.
Для уверенного владения мечом в течение всего боя,  он не должен  быть
сильно тяжел.  Если самые тяжелые одноручники не весят больше 3 кг, то
реальные - средние - боевые мечи весят соответственнно 1-1,5 кг  одно-
ручные,  и не более 3-4 кг - двуручные. О том, как ими работали, напи-
сано много и красиво,  повторять не хочется. Стоит только указать, что
длинный меч рожден для рассыпного строя,  в тесном строю он теряет все
свои достоинства.  Даже два двуручника рядом мешают друг другу, что уж
говорить  о десяти и более.  И еще - двуручника без мощного панциря не
бывает. Он слишком инертен, чтобы все удары ловить клинком.
                             *   *   *
     Хотя формально  японская (на самом деле корейская) катана и родс-
твенный ей более крупный но-дачи (но-дати) являются саблями с  длинной
рукоятью, их обычно считают мечами.  При этом,  не стоит ни недооцени-
вать их,  ни переоценивать. Катана - абсолютное оружие из великолепной
стали. Hо - в пределах Японского архипелага. Она целиком рассчитана на
самурайскую тактику "один удар - один покойник";  фехтовать ею, сшиба-
ясь клинками, нельзя. Довольно тяжелое это оружие (может доходить до 3
кг) закалено так,  что прямым ударом разваливает самурая в полном дос-
пехе пополам.  Hо удар по боковой поверхности клинка легко ломает его;
на этом,  отчасти,  основана  бешеная  популярность нунчак на мятежной
Окинаве, где самураи считались врагом номер один любого жителя.
                              *   *   *
     Игровое оружие типа меча,  к сожалению,  вынуждено существовать в
условиях, когда  для  поражения требуется касание,  либо хлопок,  а не
удар. При этом,  естественно, выживают наиболее длинные клинки, и про-
исходит естественная селекция: там, где должен жить короткий меч - по-
является недлинный поясной,  где требуется поясной - он  имеет  макси-
мально возможную для одноручного оружия длину; там, где в ходу двуруч-
ные мечи - они становятся массовым оружием.  Эта,  хотя и гнилая, тен-
денция,  имеет параллель в кино - во-первых,  длинные клинки зрелищнее
(по той же причине в кино-боевых искусствах слишком много  ударов  но-
гой),  во-вторых,  во-вторых,  более длинные и изящные клинки позднего
Средневековья вульгарно легче и проще в обращении. Однако, имея в виду
это грустное явление,  все же лучше находить разумный компромисс между
реалиями боя той эпохи,  по которой строится игра, - и стремлением иг-
рока пользоваться более длинными дрючками,  чтобы не быть затыканным с
дистанции.
                                             А.Посадник
=====================================================================
                                                (to be continued....)
                                        Счастливo.
                                                  Пoсадник.
--- Naked Grandfather 2.41
 * Origin: Hе любo - не слушай. (2:5020/358.91)

Prev Index Next