Что случилось с кольцом после падения Нуменора?
В Сильмариллионе говорится: "Однако дух его [Саурона] поднялся из глубин и пронесся над морем, подобный черному ветру, и возвратился в Средиземье, в Мордор, где было его обиталище. Там, в Барад-дуре, вновь принял он великое Кольцо, и жил, мрачный и безмолвный, пока не сотворил себе новый облик, зримое воплощение злобы и ненависти; и немногие могли выдержать взгляд Ока Саурона Ужасного". Из этой фразы можно было бы сделать вывод, что Кольцо находилось в Средиземье все то время, пока Саурон был в Нуменоре. Однако в одном из писем Профессора встречается следующая трактовка этого вопроса - Саурон брал Кольцо с собой в Нуменор, и поясняется, каким же образом ему удалось забрать его с собой: "Хотя он превратился в "дух ненависти, который несся на темном ветре", я не думаю, что можно усомниться в том, что он мог нести Единое Кольцо, от которого теперь в значительной степени зависела его способность управлять чужими помыслами". К тому же, насколько известно, Валар и Майар прекрасно могли манипулировать физическими объектами.
Сильмариллион, "О Кольцах Власти и Третьей Эпохе"
Письма JRRT, #211
Были ли бороды у женщин гномов?
Вероятно, да. В Приложении А к Властелину колец говорится следующее: "Гимли говорил, что женщин-гномов очень мало, не более трети от всего народа. Они редко покидают свои жилища, и только если в этом есть большая необходимость. По голосу, внешности и по одежде (если они вынуждены путешествовать) они настолько походят на гномов, что посторонний взгляд не в силах их различить". Поскольку, как известно, гномы носили бороды, из этого можно заключить, что бороды были и у их женщин. Помимо этого, в нескольких текстах Профессора (позднее, правда, подвергнутых сильной переработке) есть прямое указание на этот факт: "У наугрим и мужчины, и женщины имели бороды от рождения".
Властелин колец, Приложение А
Народы Средиземья, часть 2, глава XIII
Могли ли эльфы возродиться вновь после своей гибели?
Кроме того, что в текстах Профессора возрождение эльфов упоминается неоднократно, по меньше мере о двух эльфах точно сказано, что они возродились вновь: о Финроде Фелагунде и Глорфинделе. Причем это была не совсем "реинкарнация" в том смысле, в котором обычно понимается это слово. У Профессора было две версии - либо эльф рождался ребенком заново (от нее Профессор, в конце концов, отказался), либо дух возрождался в таком же теле, и все воспоминания о прошлом сохранялись.
Кольцо Моргота, часть 3
Глорфиндел из Ривенделла и Глорфиндел из Гондолина - это один и тот же эльф?
По-видимому, да, хотя это и не было запланировано Профессором. Кристофер Толкин пишет: "Позже, спустя долгие годы после публикации Властелина колец, отец уделил много внимания вопросу о Глорфинделе, и написал тогда следующее: "[Использование имени Глорфиндела] в ВК относилось к одному из случаев использования выбранных (отчасти, наугад) имен из старых легенд, входящих сейчас в Сильм, и избежало пересмотра в опубликованной редакции Властелина колец". Он пришел к заключению, что Глорфиндел из Гондолина, который погиб в сражении с Балрогом после разграбления города, и Глорфиндел из Ривенделла - это одно и то же лицо: он был освобожден из Мандоса и вернулся в Средиземье во Вторую эпоху".
Возвращение тени, часть 1, глава XIII
Народы Средиземья, часть 2, глава XIII
Были уши у эльфов заостренными?
Ни во Властелине колец, ни в Сильмариллионе это не упоминается. Единственное место в текстах Профессора, где есть на это указание, встречается в Этимологиях, где упоминается, что "уши Квенди были больше заострены и похожи на древесный лист, чем [?человеческие]". Там же упоминается имя Ласталайка (Lastalaika, "острые уши").
Утраченный путь, часть 3 "Этимологии"
К какому народу относился Голлум?
По всей видимости, Голлум относился к народу, родственному хоббитам. Гэндальф говорит о народе Смеагола: "Я думаю, они были родственны хоббитам и происходили от отцов отцов Стуров". Кроме того, в Повести лет, в записи, относящейся к 2463 году Третьей эпохи, говорится: "В это время Деагол из Стуров находит Единое Кольцо, и его убивает Смеагол". Поскольку в Прологе поясняется, что Стуры были одной из трех ветвей народа хоббитов ("До перехода через горы хоббиты разделились на три различных ветви"), то очевидно, что тот, кто записал это, потомок Мерри и/или Пиппина, придерживался именно такого мнения. Кроме того, в Охоте за кольцом (Неоконченные сказания) говорится, что Саурон после допроса Голлума сделал вывод, что Бильбо принадлежит к тому же виду существ, что и Голлум (а Гэндальф сделал тот же самый вывод из разговоров с Бильбо).
Что касается того, что Гэндальф, затрагиваю эту тему, говорит "я думаю", то есть не уверен в своих словах, то, возможно, в этой неопределенности сыграла роль его архаичная речь. Когда один из читателей предположил, что, возможно, "народ Смеагола не был "родственен хоббитам", как предполагал Гэндальф", Профессор отверг подобное предположение: "... Гэндальф действительно говорит сначала "Я думаю"; но это соответствует его характеру и мудрости. Говоря более современным языком о событиях, которые он сам не наблюдал, а сделал выводы, изучив их, он бы сказал "Я могу заключить". Но, фактически, в своих выводах он не сомневался".
Властелин Колец, Пролог
Неоконченные сказания, часть 3, глава IV
Письма JRRT, #214
Что случилось с теми истари, что были известны как Синие маги?
О них известно очень немногое. Когда истари прибыли в Средиземье, Саруман и Синие маги отправились на Восток, но вернулся оттуда один Саруман. "Остались ли они на Востоке, выполняя то, для чего были посланы, или сгинули, или Саурон заманил их, и они стали его слугами - неизвестно".
В одном из своих писем Профессор говорит следующее: "Я думаю, они были посланы в отдаленные области Востока и Юга, далеко за пределы земель, известных нуменорцам; миссионеры в землях, занятых врагом. Я не знаю, насколько они преуспели, но боюсь, что они пали, как и Саруман, хотя, несомненно, не так, как он; и подозреваю, что они были основателями тайных культов и "магических" обычаев, которые пережили падение Саурона".
Неоконченные сказания, часть 4
Письма JRRT, #211
На какой день в нашем календаре приходится день рождения Фродо и Бильбо?
Согласно Летосчислению Шира, их день рождения приходился на 22 сентября - через 83 дня после хоббитского Дня Середины Года, который, как пишет Профессор, "должен был, насколько возможно, совпадать с летним солнцестоянием". Следовательно, день рождения Фродо и Бильбо соответствует примерно 12-13 сентября в нашем исчислении (если предположить, что в календаре хоббитов к концу Третьей эпохи День Середины Года всё ещё совпадал с солнцестоянием).
Властелин колец, книга 1, глава I; Приложение Д