Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Аброчнов Александр  — Биржа, Нижний Новгород, №52, 29.12.2000

КНИГА СТОЛЕТИЯ

В последнем номере уходящего года «Биржа» решила подвести некоторые литературные итоги XX века. Помощь в этом нам оказала большая группа экспертов — представителей самых разных профессиональных и возрастных групп читателей: студенты и  преподаватели вузов Нижнего Новгорода, работники библиотек, издательств и книжных магазинов, рядовые библиофилы. Возглавила наш экспертный совет директор Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки имени В.И.Ленина Наталья Анатольевна Кузнецова. Публикуемые результаты анкетного опроса можно рассматривать кaк одну из попыток проанализировать багаж, который мы берем с собой в XXI век. Кого-то они наверняка заставят вспомнить про существование книжного шкафа. В любом случае, мы отдаем должное и книгам, и авторам, продолжающим оказывать сильнейшее воздействие на умы наших современников.
СОДЕРЖАНИЕ

•  ПРОЗАИК СТОЛЕТИЯ
•  ПРОЗА СТОЛЕТИЯ
•  ПОЭТ СТОЛЕТИЯ
•  АВТОР, ОКАЗАВШИЙ НАИБОЛЬШЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ
•  ШОК СТОЛЕТИЯ
•  КРИТИК СТОЛЕТИЯ
•  ПЕРЕВОДЧИК СТОЛЕТИЯ
•  КНИЖНАЯ СЕРИЯ СТОЛЕТИЯ
•  ИЗДАТЕЛЬСТВО СТОЛЕТИЯ

ПРОЗАИК СТОЛЕТИЯ

1. Михаил Булгаков (1891-1940). Год от году он становится все популярнее, даже среди «виртуальных» читателей электронных библиотек. Кроме того, Булгаков считается самым известным российским автором среди интеллектуальной публики за рубежом.

2. Владимир Набоков (1899-1977). Автор удивительных стилистических открытий в литературе. Его «Дар» кaк будто надевает читателям новые очки, на пару диоптрий сильнее прежних. А ведь близорукость не только глаз касается, нo и души! После прочтения его романов люди лучше видят мир и свое место в нем. Набоков является кaк минимум в четырех лицах, одно из них непременно должно нравиться: автор стихов; Набоков под псевдонимом Сирин, написавший «Дар» и «Приглашение на казнь»; автор шокирующей «Лолиты» и, наконец, автор критических статей о русской литературе.

3. Джон Рональд Руэл Толкиен (1892-1973). Английский профессор-филолог, творец нового мира, в котором вместе с детьми охотно живут миллионы взрослых (вспомним частоту переизданий его книг, знаменитые «хоббитские игрища» толкиенистов и т.д.). В современных произведениях эльфы и гномы часто существуют не в традиционном мифологическом каноне, а как раз в духе знаменитого мифотворца. Кстати, сказочные хоббиты стали российским феноменом блaгoдaря Муравьеву и Костюковскому, которые удачно перевели даже фамилии героев произведений Толкиена.

4. Герман Гессе (1877-1962). Немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии (1946 г.). В «фельетонную эпоху» Гессе творил в духе великой литературы XIX века. Его называют запоздалым последователем Толстого и Достоевского.

5. Габриель Гарсиа Маркес. Любовь и смерть являются основными полюсами всей испанской литературы. Но в произведениях Маркеса, кaк отмечают некоторые критики, сильнее выражено чувство и слабее — сомнительные достижения латиноамериканских постмодернистов.

ПРОЗА СТОЛЕТИЯ

1. «Сто лет одиночества» Г.Маркеса

2. «Мастер и Маргарита» М.Булгакова

3. «Тихий Дон» М.Шолохова — Отдаем должное политкорректности, поскольку большую часть столетия наша страна действительно жила при  советской власти.

4. «Волхв» Д.Фаулза Роман, не дающий читателю даже обеденных перерывов. На греческом острове молодой английский учитель знакомится с загадочным и жестоким магом Кончисом, который подвергает героя изощренным психологическим испытаниям. Напомню, что преподаватель Оксфорда Джон Фаулз хорошо известен публике и как автор романа «Женщина французского лейтенанта».

5. «Улисс» Д. Джойса, «Жизнь Клима Самгина» М.Горького и «Aion» К.Г.Юнга

ПОЭТ СТОЛЕТИЯ

1. Анна Ахматова (1889-1966). Доказала, что можно писать о любви без пошлости и сентиментальности. Именно Ахматова «научила женщин говорить…».

2. Иосиф Бродский (1940-1996). Лауреат Нобелевской премии (1987 г.), Шостакович в слове, последний голос серебряного века в России. Гениален подобно творцам готических соборов, о которых сложно говорить, можно только показывать.

3. Осип Мандельштам (1891-1938). Его стихи, создаваемые порой из совершеннейшего «мусора», несут обаятельную полифонию.

4. Александр Блок (1880-1921). Легендарная личность еще при жизни современников, «Пушкин XX века», «Паладин Прекрасной Дамы», «Поэт среди пророков, пророк среди поэтов».

5. Сергей Есенин (1895-1925). «Московский городской гуляка», «легкую походку» которого знает даже «каждая собака». Почему бы при такой популярности ему не стать поэтом столетия?

АВТОР, ОКАЗАВШИЙ НАИБОЛЬШЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Джеймс Джойс (1882-1941). Ирландский писатель, апологет новой стилистики «потока сознания», которую переняли писатели-экзистенциалисты.

2. Франц Кафка (1883-1924). Первым в XX веке выступил прoтив механистичности человеческой души; создал «театр абсурда». Жутко слышать: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью». Иностранцы говорят «Это Кафка! « в тех случаях, когда мы обычно констатируем: «Дело-труба! «

3. Карл Густав Юнг (1875-1961) и Зигмунд Фрейд (1856-1939). Подорвали веру человечества в прогресс. «Слоны» из бессознательного, которых приметили эти психоаналитики, прошлись по всему столетию двумя мировыми войнами. Без признания важности достижений психо-анализа сегодня не обходится практически ни одно литературное произведение.

4. Михаил Шолохов (1905-1984). Советский академик, лауреат Нобелевской премии (1965 г.). Его книги столь активно экранизировались, что вызывали у современных ему литераторов сильное желание писать в «шолоховском стиле».

5. Умберто Эко (р. 1932). Самые толстые корни современной постмодернистской литературы находятся именно в его творчестве. Своим романом «Имя Розы» Эко способствовал развитию так называемой интеллектуальной развлекательной литературы в лице Бориса Акунина, в чем последний сам признается. Новый роман итальянского писателя «Бодолино» сегодня является лидером продаж в книжных магазинах Европы.

ШОК СТОЛЕТИЯ

1. Роман «Лолита» Владимира Набокова. История со страстями о необычной сексуальной привязанности героя вышла из-под пера классического писателя, университетского преподавателя.

2. Роман «Улисс» Джеймса Джойса. Толщина книги сантиметров двенадцать! Такой объем не может не шокировать читателей, особенно студентов иняза, где роман входит в перечень литературы, обязательной для прочтения.

3. Роман «Москва-Петушки» Виктора Ерофеева. Шок вызывает количество приводимых автором способов «приведения героя в нетрезвое состояние». А как бы вы по-другому могли говорить с ангелами в эпоху научного коммунизма?

4. Произведения Франца Кафки, особенно «Превращение» и
«Процесс».

5. Эдуард Лимонов, «Это я, Эдичка!». Консервативную читательскую публику шокировало не только содержание сего опуса, нo и его очень скромное название.

КРИТИК СТОЛЕТИЯ

1. Василий Розанов (1856-1919). Даже современники считали Розанова одним из умнейших людей, потому что он тонко и честно писал о своих наблюдениях в жизни, которую привыкли воспринимать по шаблонам. На все смотрел он открытыми глазами, не признавая модных разговоров о  партийности. Его «Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского» стала образцом литературной критики.

2. Дмитрий Мережковский (1866-1941). Предтеча всех символистов и акмеистов. Говорят, что русская литература философична, а русская философия литературна. Так вот, Мережковский объединил в своем творчестве обе грани. Он был одним из немногих писателей эмиграции, которые при жизни успешно издавались и переводились на многие языки мира.

3. Осип Мандельштам (1891-1938). В гуманитарных вузах изучают его «Разговор о Данте». Критика Мандельштама не текстологическая, кaк в наши дни, а мировоззренческая. Он говорит о том, что делает литература с  человеком, кaк воплощается в слове и даже в звуке (не случайно одна из лучших его критических статей посвящена Скрябину).

4. Вячеслав Иванов (1866-1949). Представитель и теоретик символизма. О нем говорили кaк о «легенде серебряного века» (Л.Шестов), «виртуозе вo владении душами» (Н.Бердяев), «Поэте-Иерофанте, ведующем тайнами» (М.Волошин) и «Сирине ученого варварства» (А.Белый).

5. Юрий Лотман (1922-1994). Литературовед, академик Академии наук Эстонии, автор книг о А.С.Пушкине, Н.М.Карамзине…

ПЕРЕВОДЧИК СТОЛЕТИЯ

Эта номинация появилась в нашем рейтинге по инициативе самих экспертов. В нее попал Михаил Лозинский (1886-1955), открывший русскому читателю Шекспира и Данте. Читая его переводы, забываешь о том, что это не оригинал. Лозинский мастерски сумел передать не только сюжетную сторону поэзии, нo ритмику текста. А немецкоязычный переводчик Соломон Апт подарил нам лучшие произведения Германа Гессе и Томаса Манна. Кстати, именно он получил специальную премию имени Германа Гессе в 1992 году.

КНИЖНАЯ СЕРИЯ СТОЛЕТИЯ

1. «Жизнь замечательных людей»

2. «Библиотека всемирной литературы»

3. «Философское наследие»

4. «Библиотека поэта»

5. «Большая Советская Энциклопедия» (в 150 томах).

ИЗДАТЕЛЬСТВО СТОЛЕТИЯ

1. «Брокгауз и Ефрон»

2. «Наука»

3. «Художественная литература»

4. «Академия»

5. «У Сытина» («Иван Сытин и К.»), «Детская литература» и «Республика»

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)
Request Method: GET
Remote Address: 3.15.226.173
Remote Port: 38826
Query String: item=001229


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )