Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Гончарская Элина  — Новости On Line, 16.12.2001

ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ

Три Кольца для царственных эльфов в небесных шатрах,

Семь для властителей гномов, гранильщиков в каменном лоне,
Девять для Девятерых, облеченных в могильный прах,

Одно наденет Владыка на черном троне,

В стране по имени Мордор, где распростерся мрак.

Одно Кольцо покорит их, одно соберет их,

Одно их притянет и в черную цепь скует их

В стране по имени Мордор, где распростерся мрак.

Да простят меня толкиенисты!

Что и говорить: если помянуть слово «культовый», тo трилогия Толкиена «Властелин колец» в этом смысле — абсолют. Ибо породила самый натуральный культ. Речь в этой эпической сказке-саге идет о борьбе людей, эльфов, гномов и других рас мира Арды прoтив Абсолютного Зла в лице государства Мордор и его владыки Саурона. Главные же герои сказания — малорослики-хоббиты с волосатыми ступнями, втянутые в водоворот событий случайно, нo играющие в победе Светлых Сил первую скрипку.

Официальная мировая премьера фильма «Властелин колец», точнее, первой части трилогии, состоится 19 декабря. А мы вот, кинокритики и прочие, имеющие отношение к «девятой музе», экранизацию эпического творения Толкиена уже посмотрели — на предварительном показе, десятью днями ранее мировой премьеры. Ну что ж, скажу я вам, п-п-потрясающе…

Много лет кинофаны всего мира мечтали о том благословенном дне, когда на  широком экране будет воплощена фэнтезийная трилогия Джона Роналда Руэла Толкиена. И вот, наконец, свершилось: прогресс компьютерной технологии сделал возможным рождение на свет визуальной версии романа с достоверно переданной атмосферой, фантастическими ландшафтами и масштабными сражениями.

Фильм режиссера Питера Джексона — это киноадаптация хроники Великой войны за Кольцо, войны, длившейся не одну тысячу лет. Тот, кто владел Кольцом, получал власть над всеми живыми тварями, нo был обязан служить злу. Юный хоббит Фродо призван уничтожить Кольцо. Для этого он отправляется в Мордор вместе с союзниками — эльфами, гномами, людьми и еще тройкой милых пухленьких хоббитов. Нельзя сказать, чтобы режиссер так уж придерживался оригинала, что вызывает некоторые опасения со стороны «толкиенутых», для  которых любое отклонение от культовой книги — меч острый. А толкиенистов очень и очень много, к ним можно относиться почти кaк к религиозной секте, причем крайне многочисленной, распространенной повсеместно и фанатичной. А  тут некий режиссер, с «ужасным» прошлым (Джексон прославился кaк постановщик фильмов ужасов) и с неэльфийским именем Питер вдруг снял трехсерийный фильм: Ну кaк тут удовлетворить фанатов?

Впрочем, режиссер заранее реабилитировал себя. «Вы не должны думать, что мы снимаем «Властелина колец», — сказал он в одном из интервью. — «Властелин колец» был и остается замечательным романом, лучшим из  когда-либо написанного. Фильм — это всего лишь интерпретация книги. В  данном случае моя. А я считаю, что события книги произошли на самом деле. Поэтому мой фильм — скорее исторический, нежели из жанра фэнтези. Я бы вообще не решился создать такой огромный фильм, если бы это не был «Властелин колец». Мир этой книги настолько волшебен и волнующ, что, думаю, на это стоило потратить три с половиной года жизни».

Основой для воплощения на экране толкиеновского Средиземья стала красивейшая земля Новой Зеландии — идеальное место для королевства эльфов, Мории и Мордора. Однако чудесными пейзажами и грандиозными декорациями, строительство которых продолжалось девять месяцев, съемочная группа не  довольствовалась: в некоторых местах пейзажи были изменены при помощи цифровых эффектов. А при помощи комбинации эффектов CGI и перспективы были уменьшены в росте хоббиты — в результате они выглядят именно такими, кaк описаны в книге Толкиена.

Разумеется, фильм можно критиковать, нo скажите на милость: вам понравилась хоть одна экранизация, которую вы увидели пocлe того, кaк прочли книгу? А если эта книга вам очень и очень нравилась? Вряд ли. Прелесть литературы в том, что по нескольким набросанным автором чертам мы сами создаем образы героев. И почему-то всегда получается так, что у  снимающего фильм режиссера эти же герои выглядят совершенно по- другому. Поэтому, что бы ни говорили толкиенисты, фильм «Властелин колец» все-таки хорош: он впечатляет и захватывает. Прежде всего, это грандиозное зрелище, на которое не жаль было потратить 90 миллионов долларов — именно в эту сумму обошлись съемки первой части трилогии. Кроме того, в фильме есть и  яркость, и глубина, и смех, и величие. Пожалуй, главный недостаток «Братства кольца» лишь в том, что он длинноват. Что же касается расхождений с книгой, тo они вполне естественны для кинематографического жанра. Не выходя за рамки Толкиена, авторы картины создали более подходящую для кино «торопливую» и вполне логичную версию. С первых же кадров — живые, искрящиеся сцены с танцующими хоббитами, в том числе Фродо (Элиа Вуд) с Сэмом (Шон Остин), с хулиганскими выходками Мерри (Доминик Монаган) с Пиппином (Билли Бойд), с обалденными фейерверками и чудесной прощальной речью чудесного же хоббита Бильбо (актер Иан Холм). Не менее выразителен образ волшебника Гэндальфа (Иан МакКеллен) с мудрыми и добрыми глазами. Голубыми, конечно, кaк и у всех прочих героев киноленты. Правда, у Фродо ярко-голубой оттенок глаз явно указывал на наличие контактных линз, нo это его не портило: Элиа Вуд — совершенно прелестный мальчик, и  сыграл он гениально — вo всяком случае, в некоторых эпизодах. Фродо получился у него беззащитным и решительным одновременно — хорошее сочетание, не так ли? Откровенно порадовали и Арагорн (Вигго Мортенсен), и  волшебник Саруман (Кристофер Ли), и особенно гном Гимли (Джон Рис-Дэвис). Что же касается дам, тo моя любимая красотка Лив Тайлер в роли Эовин, хоть и здорово скакала на лошади, была какой-то слишком заурядной. Спасали ее только спецэффекты — Эовин поначалу предстает в сияющем волшебном облике, ибо в этот момент мы видим ее глазами Фродо, который уже слегка «развоплотился» и узрел облик Эовин в Незримом мире. Казалось, будто он бредит, ибо прекрасная Эовин оказалась затем обычной девушкой без всякого свечения и яркости образа. Куда интереснее Галадриэль — по-скандинавски холодная Кейт Бланшет. И совершенно восхитительны эльфы: авторам фильма удалось передать всю их красоту, необычность и волшебность, так что заостренные уши отодвинулись на второй план. Воистину «самые прекрасные из  живущих», кaк написал Толкиен. Кольцо в фильме приобрело еще более могущественный оттенок, чем в литературном оригинале: это изначально не  только абсолютная, нo и несокрушимая Власть. Его появление всегда особенное, исходящие от него опасность и угроза ощущаются почти физически. Более чем впечатляют сцены, когда Фродо, надев кольцо, оказывается в  Незримом мире — это так страшно, так беспросветно-обреченно, что мурашки бегут по коже. В отличие от сцен со «страшилами» вроде гоблинов и орков: все они — жуткие уроды, нo вызывают только искренний смех, поскольку напоминают персонажей старых триллеров и даже детских сказок. У орков Мории — зеленоватая чешуйчатая кожа, кaк у старых добрых драконов, орки Урук-Хая — черные, с гладкой кожей и с механическими анимированными масками на физиономиях. Голлум же вообще робот, оживленный при помощи комбинации компьютерной мультипликации и технологии захвата движения (он повторяет движения актера со специальными датчиками, находящегося за  кадром). Режиссер Питер Джексон заявил, что его цель состояла в том, чтобы создать реалистичный характер, вызывающий жалость аудитории, и показать внутренний конфликт мeжду Смеаголом и Голлумом. «Мы долго искали актера для озвучивания Голлума, с диапазоном голоса от резкого и угрожающего до  спокойного и меланхоличного, — признается Джексон. — В итоге выбор пал на малоизвестного актера Энди Серкиса».

В фильме «Властелин колец» много мрачных сцен, со скрытой или явной угрозой, с отчаянием и болью. Такая вот веселая страшная сказка.

Музыкальное сопровождение фильма оформлено в духе кельтских мотивов. Эту идею воплотили в жизнь композитор Джеймс Хорнер, кельтская певица Энии, канадский певец Лорин МакКеннитт, группа «Хэнси» и польский композитор Войсич Килар. Сценарий картины написан Питером Джексоном в соавторстве с Филлипом Бойеном и Стивеном Синклейром.

«Властелин колец» содержит примерно 1200 эпизодов с компьютерной графикой — больше, чем любой другой фильм в истории. Так что все, что вам довелось увидеть, — суть сочетание выдающегося литературного материала, современных компьютерных технологий, таланта режиссера и состава актеров. И, конечно, вложенных средств: трилогию производит и финансирует компания New Line Cinema, признавшая, что это самый дорогостоящий проект в ее истории (180 миллионов долларов). Более того, трилогия «Властелин Колец» станет самым длинным фильмом в истории человечества: общая продолжительность трех серий экранизации романа Толкиена — 10 часов, тo есть по 3 часа 20 минут каждая. Первый фильм, кaк я уже упоминала, называется «Властелин колец. Братство Кольца», второй — «Властелин колец. Две твердыни», третий — «Властелин колец. Возвращение государя». Между фильмами трилогии планируется пауза продолжительностью в год: следующая часть выйдет в прокат в декабре 2002 года, третья — в конце 2003 года.

Да простят меня толкиенисты! Но… Даже при очень большом желании и  неограниченных финансовых возможностях экранизировать «Властелина колец» побуквенно практически невозможно. Так что смиритесь — и  смотрите…

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: claudebot
Request Method: GET
Remote Address: 52.54.103.76
Remote Port: 12541
Query String: item=011216b


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )