Долин Антон Газета (Москва), 23.1.2003 Спасибо за статью, Мария и Остогер! | ||
Vlastenlin kolets ╧2новый парфюм из Новой Зеландии «Властелин колец 2: Две крепости» новозеландца Питера Джексона поневоле приходится признать самым предсказуемым из ожидаемых событий киносезона. В этом виноват не Джексон, а сам проект: экранизация всем хорошо известной эпопеи Толкиена, единственного мерила, к которому применяют картину. Однако есть и другая система координат неписаные правила, по которым обычно снимаются вторые части трилогий. ПРАВИЛО 1: НЕОБХОДИМО НАПОМНИТЬ О СОДЕРЖАНИИ ПРЕДЫДУЩЕЙ СЕРИИ Практика: Джексон сделал это, начав свой фильм с флэшбэка. Таинственные горы Мории, в которых окончил свою жизнь несчастный волшебник Гэндальф, встают перед зрителем «Двух крепостей» в первую же минуту, еще до начального титра. Сразу задается траурная, суровая интонация. Во-первых, заснеженные горы сами по себе к веселью не призывают (в отличие от зеленых лужаек первой серии). Во-вторых, большинству зрителей памятны гнусные твари, которые в недрах этих гор прячутся. Еще раз насладившись страшным зрелищем падения Гэндальфа в бездну вместе с темным демоном Барлогом, садист Джексон ударяется в детали и вовсе не спешит обрадовать зрителя дескать, добрый колдун восстал из мертвых. Напоминание о судьбе Хранителя Кольца выглядит еще мрачнее Фродо с Сэмом бродят своими волосатыми ногами по другим уже скалам, где им суждено заблудиться и едва не погибнуть от рук мерзкого Голлума. Короче говоря, нам напоминают о том, что жизнь в волшебной стране не сахар, а скоро станет еще горше. ПРАВИЛО 2: СЛЕДУЕТ ИЗМЕНИТЬ ИНТОНАЦИЮ Практика: Это сделано с полным успехом. «Братство Кольца», в полном соответствии с литературным первоисточником, был фильмом контрастов. Солнечный мир беззаботных хоббитов и черные всадники-призраки в поисках беззащитной жертвы. Фантастические эльфийские замки и чудовищные кузницы мага Сарумана. Палитра «Двух крепостей» куда однообразнее: свет на экране виден в основном тогда, когда обезумевшие гоблины сжигают хижину очередного мирного жителя. В горах и болотах, через которые пробираются Фродо с Сэмом, темно и сыро. В лесу Фангорна, куда заносит других хоббитов Мэрри с Пиппином, еще сумрачнее, хотя, как выясняется, куда менее опасно. Короче говоря, тень спускается на Средиземье, а вместе с ним и на зрительный зал. А чего вы еще хотели? Две темные крепости объединились в этом весь сюжет. До рассвета же ждать еще как минимум год. ПРАВИЛО 3: НУЖНО УДИВИТЬ ЗРИТЕЛЯ Практика: После красот «Братства Кольца» это было нелегко, поэтому Джексон и не преуспел. Конечно, лесные пастухи, ожившие деревья Энты, выглядят поначалу впечатляюще, но ко второму часу бесконечного путешествия по чащобам и они начинают утомлять. Горы они и есть горы. Антураж Рохана страны всадников подозрительно буквально воспроизводит быт викингов. Только вместо кораблей с драконьими головами лошади. Тоже хорошие животные. Другие ездовые существа, компьютерные страхолюдины, на которых разъезжают по небесам Назгулы, слишком ненатуральны, чтобы испугать. Забавно, что чуть менее инфернальных человеческих Сторонников Тьмы изображают явные мусульманские террористы во всяком случае, внешне. В то время как эльфы все чаще напоминают чистокровных арийцев. ПРАВИЛО 4: ЖЕЛАТЕЛЬНЫ НОВЫЕ ГЕРОИ Практика: С кастингом на сей раз оплошали. Из рядов героев-людей исчез трагически погибший Боромир отличный актер Шон Бин, а к невзрачному будущему королю Арагорну (Вигго Мортенсен) прибавились еще четверо: король Теоден (Бернард Хилл), его племянник Эомер (Карл Урбан), его сестра Эовин (Миранда Отто), а также брат Боромира Фарамир (Дэвид Уэнем). Один невзрачней другого. Утешение злодеи. Преуспевший в этом качестве Брэд Дуриф в роли Гримы Гнилоуста (тот самый, из «Чужого» и фильмов Дэвида Линча) и особо великолепный Голлум, трогательное и пугающее создание с перманентным раздвоением личности, составляют два отчетливых ярких пятна на серой поверхности средиземной саги. Голлума озвучивал и частично играл (вообще-то он смоделирован на компьютере) Энди Серкис, которому за это прочат «Оскара». ПРАВИЛО 5: НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ О СТАРЫХ ГЕРОЯХ Практика: Увы, хорошие артисты Ян Холм и Шон Бин исчезли из фильма, а их коллеги Иен Маккелен и Элайджа Вуд появляются на экране все реже, уступая многомиллионным толпам как правило, компьютерным. На их места встают посредственности, изредка появляется окончательно нелепая Лив Тайлер, фактически выдуманная Джексоном, чтобы в фильме была хоть какая-то лирическая линия. Слегка утешают лишь старые знакомцы умудренный Джон Рис-Дэвис в роли гнома Гимли и юный Орландо Блум в роли эльфа Леголаса (последний особо нравится женщинам). Они в «Двух крепостях» и жнецы, и на дуде игрецы: то народ веселят, то дерутся со всякой нечистью. Грустно осознавать, что в следующей серии оба неминуемо перейдут на вторые роли. И актеры хорошие, и персонажи. ПРАВИЛО 6: ФИНАЛ ДОЛЖЕН ОБЕЩАТЬ ТРЕТЬЮ ЗАВЕРШАЮЩУЮ ЧАСТЬ ТРИЛОГИИ Практика: Так и происходит, но не лучшим образом. Опасаясь конкуренции с пауками «Гарри Поттера 2», Джексон решил перенести сцену в логове паука-мутанта Шелоб в третью часть. Таким образом, исключительно сильный драматургический ход с гибелью Хранителя в конце второй части эпопеи уничтожен, как и борьба светлых сил с волшебником Саруманом. Ради эпического Джексон забыл о лирическом, и «Две крепости», более цельные, чем первый фильм, проигрывают ему с точки зрения выразительности. Любопытнее всего то, что лирическое и эпическое обязано просто по сюжету неминуемо объединиться в «Возвращении Короля». Это случится уже в декабре. Отсчет пошел.
CGIWrap Error: Execution of this script not permittedExecution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:
|
Цитата наугад | ||
Это и другие наблюдения прессы в «Подшивке Лэймара». |
© Хранители Арды-на-Куличках О Подшивке
Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )