Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Вейдер Д. — Коммунист, 25.2.2002
Спасибо за статью, Владимир!

«Властелин колец»: интерпретация

«Понятно, что шедевром становится тот текст, который поднимает главные вопросы бытия и потому может «встраиваться» в самые разные контексты конкретного места и времени. Действие трагедий Шекспира можно без натуги перенести в средневековую Японию или в современную Россию — мы увязываем его смыслы с контекстом любой цивилизации». (С. Кара-Мурза, «Манипуляция сознанием»)

«Ах, если б еще продолжалось кино!
Но фильм прошел и экран погас.
Сейчас бы скакать по прериям но…
Обычная жизнь окружает нас.

Ты полон отваги, ты рвешься в бой!
Ты снова смеешься и плачешь в кино,
И ты из кино несешь с собой
Всё то, что здорово и смешно!»
(Песня из кинофильма «Приключения Петрова и Васечкина»)

Сходил на премьеру «Властелина Колец». Хотелось именно посмотреть по-человечески, а не с кассеты, оценить работу. В кинотеатры я давно не хожу — дорого. Цена билета равна стоимости книги или компакт-диска, а то и двух-трех. А сейчас вот собрался, пошел. Уже и забыл, как кинотеатр изнутри выглядит. Зал и полумрак завораживают, само по себе пребывание в зале — это ожидание чуда. Раньше, в советские времена, я был частым посетителем этого храма искусств, кино заряжало положительными эмоциями, подвигало к творчеству. А потом с экранов потекла грязь, и я перестал туда ходить, впрочем, как и многие другие. В американских фильмах хоть хэппи-энды везде, а перестроечная чернуха всегда заканчивалась одинаково — чернухой. И в результате, советский (российский) кинематограф благополучно загнулся. Потом кинотеатры ожили, но крутили в них голливудские ленты, и смотреть кино стало дорого. Голливудское кино год от года становится всё тупее и тупее, этому способствует и зажатость рамками соцзаказа, и главенство эффектов и трюков над содержанием («Слышьте, чуваки! Я вчера новый трюк со взрывом придумал! Давайте кино снимем!?»), и непритязательность американского и иже с ним зрителя. Но само американское кино — это всего лишь метод, инструмент, с характерными признаками, по которым он легко узнается. Таким же инструментом выражения идей и художественных замыслов являются японская Манга, советское Кино, «китайские» фильмы. Их не спутаешь. Это рамки, в которые себя ставит художник и в которых он берется выразить свою художественную идею. Способ, которым он хочет донести идею до зрителя и, главное, знает, как донести. Но если нет идеи, нет и искусства. Инструмент не виноват в том, что владелец не умеет им пользоваться. Бывшее Советское кино, вот, как инструмент, теперь не приносит плодов, потому что среди ныне берущих этот инструмент в руки нет мастера. А с американским кино ничуть не лучше. Что же до Властелина? Сразу скажу: фильм мне понравился, несмотря на мелкие несуразности и несоответствия моим внутренним образам. Честно говоря, я ожидал много меньшего. В некоторых местах я даже почти прослезился. :) Нет, не насильно выдавленной слезой жалости или «патриотической» слезой умиления, а от восторга. Первый раз это случилось, когда показали чукалово, устроенное Сауроном на поле боя. Съемка впечатляет! Но о Сауроне потом. А сейчас о фильме в целом. С первых же минут бросилось в глаза точное, почти «дословное» следование иллюстративному ряду картин таких художников-толкинистов, как Тед Нэсмит (Ted Nasmith), Джо Хоу (John Howe), Алан Ли (Alan Lee). Да, наверное, и многих других, о которых мне не довелось слышать. Зачем создатели пошли на этот шаг, из художественного чутья или чтобы не вызвать конфликта неприятия — новых образов с уже устоявшимися в представлениях зрителя, — я не знаю. Но получилось красиво и эффектно. Узнается многое — открыточные пейзажи, предметы утвари и облики персонажей. Этот фильм (да и любой другой предмет искусства) можно сравнить с хорошо обработанным куском золота, ювелирным украшением. Украшение обошлось создателям в огромные деньги, и еще большие деньги на нем заработают, но само по себе это ничего не значит, т.к. произведение искусства начинает жить с некоторого момента своей жизнью, а деньги своей. И эти огромные деньги можно употребить на благие цели, а можно пустить по ветру — от этого само украшение не потемнеет и не станет хуже. Неужели я ошибаюсь?

«Внемлю сказке древней, древней О богатырях, О заморской о царевне, О царевне… ах…» (А. Блок, «Сны»)

Да будет по справедливости! — изрек могущественный Саурон. — У всех будут равные права, каждому королю по кольцу власти, чтобы править своим народом, свобода торговли, открытый рынок и всё такое, — одинаковые правила для всех! И хотя у Саурона из различных отверстий шел пар и летели искры, народы купились как мальчишки. Правила устанавливал Саурон, и, недолго думая, он замастрячил себе такое кольцо, что всем кольцам кольцо! Оно давало ему возможность подчинять себе другие кольца, устанавливать свою национальную валюту в качестве общемировой и манипулировать мировой экономикой через МВФ, ВТО и прочие карманные организации. Когда ситуация раскрылась — народ вздрогнул, полетели головы. А так же руки, ноги, туловища и разные их сочетания. В фильме это очень здорово показано. И почти наступило уже торжество глобализма, но Саурон вдруг в пылу боя подавился кренделем (в фильме этот интимный момент стыдливо замят), и пока он давился, колечко вместе с пальцем живо оттяпали. И тут же начался распад самого Саурона, а так же его дутой финансовой системы, его спекулятивных капиталов и его фиктивной экономики. Оставшиеся в живых вздохнули с облегчением. Колечко мистически затерялось. Это была преамбула.

Прошло время, народы мира расслабились после последней мировой войны, а силы Глобализма снова вернулись и принялись возводить новый мировой порядок. Какую страну ни захватят — настроят там заводов и фабрик, шахт и копей (где это выгодно), и давай ресурсы из страны сосать, а народ местный в кандалы и, опять же, на заводы, а остальных в расход. Интересный момент, показывают нам царство Саурона в Мордоре, камера едет, и мы видим… Небоскреб! Отсутствие солнца из-за смога, ночные огни, бомжей — батюшки святы! — да это же Кибер-панк какой-то! Это ж близкое будущее империалистического человечества! Вот тебе и владычество над миром! Вот тебе и транснациональная корпорация! А чем они там занимаются? Да чем, — властью они объелись, роскошью тоже, а нервы хочется пощекотать, вот и развели они в своих небоскребах порно, садо, мазо и т.д. И это всё жестче и жестче. Хэппи-энд по-американски, короче.

«Вот на Кубе есть народный герой,
Сколько помню он всегда с бородой!..
Борода! Борода —
символ мужества, борьбы и труда!»
(какие-то древние КВНщики «от военных»)

Как положено, главным борцом за существование народов, главным интернационалистом и творцом светлого будущего выступает бородатый дедушка с лукавым прищуром. Кого-то он мне напоминает… Ну ладно, потом вспомню. Так вот, этот боевой дедушка (звать его Гэндальф), проанализировав ситуацию, спешит к своему соратнику Саруману и начинает ему рассказывать свое мнение: «Так, мол, и так, дело плохо! Надо объединяться для борьбы с глобализмом Мордора, в одиночку не победить! Знаешь, что в мире творится…» — Знаю, — говорит Саруман, — Раздутая спекулятивными капиталами экономика Мордора требует экспорта кризисов за пределы страны. Кризис в Мордоре означает войну где-то в мире. Главной проблемой Сауронизма стала проблема периодических кризисов, сотрясающих экономику. Во всех странах мира периоды устойчивого развития сменялись периодами рецессии, однако в Барад-Дуре на границе веков эти периодические спады стали угрожающе сильны. Предпоследний кризис прошлого был очень сильным, последний уже катастрофическим. Саурон не смог самостоятельно из него выйти, для этого понадобилась мировая война. Идея колец власти позволила компенсировать недостатки национальной Сауроновской экономической модели. Идея эта состояла в том, что необходимо было сделать кольца «мировой валютой», управляемой Сауроном, за счет чего переносить внутренние сауроновы кризисы «наружу», а так же снимать их совсем за счет дальнейшей кольцевой экспансии. Глобализация набрала обороты. Первый кризис глобальной мировой экономики завершился, как и положено мировому кризису, войной — агрессией Мордора и его союзников против Югославии… — Чего ещё за Югославия?.. — удивился Гэндальф. — Не бери в голову, это так принято говорить, — успокоил его Саруман и продолжил, — Финансовая и военная мощь Саурона растет. Мордор делает ставку на высокоточное и высокотехнологичное оружие типа Барлогов, Назгулов, упграженных троллей и т.д. Ставка делается на гарантированно безнаказанное массовое уничтожение. Мордор обкатывает новейшие образцы вооружения в полевых условиях. Так, к примеру, сейчас в Шире действует девять новейших образцов слепых черных коней для черных всадников, в дальнейшем предполагается заменить их здоровенными летающими тварями, типа Стелс… — Саруман, скажи мне — откуда ты всё это знаешь?!! Саруман показал Гэндальфу на Палантир: — Древнее СМИ, голубой экран. — Но ведь это же средство манипуляции сознанием!.. Мы не должны им пользоваться!.. Нужно спешить! — Не выйдет! — гордо заявил Саруман. Завязалась драка. Стандартная, ничем не примечательная драка из американских фильмов. В результате драки Саруман отобрал посох у Гэндальфа, т.к. драться был горазд. — Пойми, Гэндальф, — продолжал объяснять Саруман поверженному магу, — Саурон силен, очень силен. У нас нет сил противостоять ему (если конечно ты не отдашь колечко мне). Поэтому, я предлагаю стать его союзником по антитеррористической кампании против всего мира и вступить в ВТО. Пойми, это совершенно добровольно, но «Кто не с нами, тот с террористами!», поэтому выбирай: ВТО или миротворческая смерть? После небольших перипетий на крыше Ортханка, Гэндальф убежал. Задумчивый Саруман, глядя в дымчатую даль, возвышенно говорит: «Он выбрал миротворческую смерть!»

Тем временем мы видим, как Кобейно-подобный Фродо встречает Арагорна. Арагорн скидывает капюшон, и мы видим… кого бы вы думали?.. Солиста украинской группы «Вопли Видоплясова». К сожалению, украинский акцент скрыт от нас российским дубляжом. Арагорн вынужден скитаться по лесам, потому что на родине, практически захваченной врагом, ему делать нечего. Видать, свои же его и попросили. Вся компания успешно попадает в пункт назначения, никто не погиб, хотя по пятам за ними шли ужасные Назгулы. Но назгулы Мордора полностью соответствуют американскому спецназу — все на вид такие страшные, а элементарную задачу по блокированию и уничтожению противника, даже подавляющими силами, выполнить не смогли. Вместо задачи они порубили кучу невинных и случайных пиплов, несколько раз получили по заду и т.д. Мне за них было стыдно. И вам тоже будет стыдно, когда вы кино это смотреть будете. Но зато в Мордоре про них наверняка сняли очередной супербоевик, где они показаны в самом лучшем свете. Но тем не менее. В городе эльфов Элронд собирает совет народов, которые жили когда-то дружно и счастливо в едином Союзе, а потом деградировали. Сам главный эльф смотрится весьма забавно, т.к. это ни кто иной, как агент Смит из «Матрицы» (теперь его к эльфам занесло). Очень колоритны некоторые главные персонажи. Так, например, впечатляет эльф Леголас — очень напоминает финна или прибалтийца. Так и хочется сказать про «дух поморской стойкости» и «пафос суровой правды». Латышский стрелок, короче. Занимателен и гном-шахтер. Эдакий рабочий труженик, что проявляется даже в его экипировке. Так на голове у него надет шлем, явно не приспособленный для сражений (Отсутствует личина или наносье — лицо совершенно не защищено). Шлем предназначен на случай, если камень с горы на голову упадет. Представитель людей — Боромир (вероятно это сокращение от Б.Титомир — шутка) особых ассоциаций не вызывает, такой обычный средневековый мужик с большим ножиком. Нормально, в общем. Вся эта братия совещается, включая сильно смахивающего на Большого Лебовски, Гэндальфа и объединяется в союз для решения общей задачи — уничтожения механизма владычества Саурона над народами мира. Сказано — сделано. Однако ренегат Саруман, разрушающий свою собственную экономику и перестраивающий ее по рецептам МВФ, сильно мешает — то таможню на одном пути установит, то создаст неприемлемые условия на другом. В итоге нашему братству приходится воспользоваться подземным путем через Морию. Вообще говоря, из состава группы можно вывести ее эмблему. Так садоводы и суперагрономы эльфы могут внести в нее серп, Горняки и металлурги Гномы — молот, а бойцы и защитники родины Гондорцы — пятиконечную звезду, символ многих армий мира. Ой, получается серп и молот со звездой во главе! Ладно, замнем эту тему… Ну, отряд наших героев подходит к воротам Мории. Здесь всё обвалено, всё разрушено, всё в запустении с тех времен, как распалось братское сотрудничество эльфов, гномов и людей. Ничего не напоминает? На запертых воротах Мории на гномском языке написано что-то типа: «Произнеси слово друг и войди». Эта загадка долго не давала им прохода, пока Фродо не догадался, что надо «Друг» сказать на эльфийском. А ведь и верно, раньше-то все народы говорили на общем эльфийском, это потом расцветший на обломках союза национализм похоронил общую базу общения, а вместе с ней и память. Мория представляла собой величественное зрелище — обломки и руины некогда великой империи. Гном Гимли последнее время не интересовался политикой и наивно полагал, что постсоюзная республика Мория теперь процветает и богатеет. Реальность резко перевернула все его взгляды. Роскошные в стиле советского метро чертоги Мории были покрыты толстенным слоем пыли и истлевшими телами павших жителей — следы постсоюзного геноцида. Так, Гимли с удивлением узнал, что все жители Мории вымерли, собственное производство каких-либо товаров в ней прекратилось, и она теперь заселена лояльными Мордору гоблинами-потребителями, в полном соответствии с ожиданиями МВФ и планами Саурона. В подземельях Мории, как и положено, происходит грандиозное сражение между нашими героями и ордами новых хозяев подземной республики. Здесь интересен момент, когда нарисованный на компьютере тролль огромным дрыном пригвождает хоббита к каменной стене. Зрители все как один подумали, что хоббиту хана. Конечно, они знали, что на хоббите мифриловая кольчуга, но такой удар с упором в стену просто бы раздавил все кости и внутренности низкорослого жителя равнин. Ладно бы ещё гоблин какой-нибудь ударил, но тролль! Ему ведь силы не занимать! Но пусть этот эпизод останется на совести создателей. Интересно вот что. Когда отряд подошел к оглушенному Фродо поближе, тот расстегнул рубаху и показал им мифриловую кольчугу. Все понимающе кивнули: Знак качества! А Гимли вообще сказал что-то типа: «Да, Союзная работа, сейчас такого уже не делают!» Обычная фраза в нашей с вами реальности. Далее всё развивалось, как положено. Местные гоблины сами практически одолели бойцов. Но пришел местный авторитет Барлог с замашками классического дембеля, которому на гражданке ещё рога не пообломали. Он всё гоблинам и испортил, а в конце ещё и провалился куда-то в расщелину, правда, утащив при этом с собой Гэндальфа. Все жутко расстроились. Затем дорога привела их всех в Лориен, еще одну бывшую Союзную республику, заселенную интеллигентными и утонченными эльфами-прибалтами. Они в своей небольшой стране только и делали, что закрывали границы от своих бывших братьев и пытались строить правильную жизнь для себя. Но здесь каждый понимал, что всем им придет кердык, как только Саурон закончит с более могущественными противниками, типа «украинского» Гондора и степного Рохана. Жизнь в Лориене скромна и роскошью не блещет. Я, честно говоря, ожидал больше помпы. Но видимо создатели фильма намеренно воспроизвели акварельную атмосферу с иллюстраций Алана Ли. Это же подтверждается схожестью Галадриэли с предложенным Ли образом. Так, к примеру, в роли Галадриэль мы видим живую реальную женщину, такую, как её представил и изобразил великий Ли, а не какую-нибудь «Памелу Андерсон» — американский эталон колбасы… ой, простите! Хотел сказать: красоты. Ведь по Толкиену Галадриэль сказочно красива, ан нет, авторы не стали навязывать модных ныне шаблонов, и последовали введенным ранее художественным трактовкам. И правильно сделали, т.к. за какой-нить «Памелой» незримо тянулся бы хвост грязненьких голливудских скандалов, что тут же убило бы фильм. Здесь мы видим интересный момент, когда лукавый Фродо предлагает местной президентше Галадриэли взять у него кольцо и стать главной капиталисткой мира со всеми отсюда вытекающими. Очень эффектно сделано то, во что она превращается от одной мысли о такой невиданной возможности. Но она воспитана в духе равенства, братства и интернационализма, поэтому вскоре ее отпускает.

Но оставим скромную сумеречную страну и последуем за нашими странниками. А тем временем, вот какое наблюдение: Бен-Ладен Саруман выводит расу злобных существ — орков Урукхаев — ну ни дать, ни взять — Ямайцы. Что это? Политический заказ от штатовского правительства, чтобы поддержать свои действия в арабском мире и африканских странах, и чтобы образ врага закрепился на подсознательном уровне? Почему смуглые и черные, почему не зеленые? Ладно, вернемся к сюжету, который создателям не очень подвластен. Наши странники плывут по реке, где им попадаются огромные каменные статуи древности. Ну, вы видели такие, прям как наш Воин в Берлине, Родина-Мать на Мамаевом кургане или Рабочий с Колхозницей. В общем, статуи, сохранившиеся с ихних Союзных времен. Практически нищий Арагорн, в скромной одежде следопыта, говорит спутникам: «Зацените! Эти великие мужики — мои предки!» Вот и мы так же… Но вот фильм движется к окончанию. Случился привал. Фродо в раздумьях идет в лес, где его подстерегает Боромир и начинает уговаривать передать ему кольцо всевластия, которое он тут же применит в качестве рычагов давления на мировые финансовые рынки и для сокрушения империализма Мордора. Но Боромир предлагает вести борьбу по правилам капитализма, от лица капитализма и с капиталистических позиций. Ясное дело, такой хиппи, как Фродо Боромиру отказывает и убегает. Тут, откуда ни возьмись, появляются орки. Начинается очередная брутальная сцена. Боромир, защищая своих, искупает вину кровью. В лучших союзных традициях. За этот героический акт он навсегда попадет в список великих героев, и фото его будет вывешено на доску почета. В казарме части, в которой он служил, всегда будет стоять пустая, всегда аккуратно заправленная солдатская кровать, и во время переклички всегда будут произносить его имя, как будто бы он живой… Да, это лирика, типа, ну а что же происходило в фильме? Смерть Боромира, на мой взгляд, создателям фильма удалась не очень. Боромир утыканный стрелами стоит на коленях, а прямо через него бежит отряд злобных орков и никто не устроил акта вандализма. Я сидел в зале и невольно ждал: «Ну? Когда же поверженного Боромира рубанут саблей?» Ан нет, памятуя о международных конвенциях обращения с военнопленными и всё такое, политически грамотные орки не допустили глумления над павшим. Мало того, остался самый милосердный, чтобы облегчить страдания Боромира контрольным выстрелом. Ну, это их художественная интерпретация. А я думал, что Боромир стоял всю дорогу на ногах и старался не двигаться, т.к. при движении стрелы причиняли ужасную боль. И не падал, т.к. считал что «врагу не сдается наш гордый Варяг», во-первых, а во-вторых, понимал, что упади он, то его тут же разрежут на ремни и портупеи. Орки же для личных контактов подходить к нему опасались, т.к. мало ли чего он стал, может, задумался, скажем, вспомнил, что утюг дома забыл выключить. Поэтому они его из луков и порешили и поэтому (Боромир стоял у дерева, и к нему подходить никто не решился) Арагорн и Ко увидели его ещё в человеческом виде, а не в виде кусков мяса, развешанных по деревьям. В общем, здесь был бы уместен образ Ирландского героя Кухулина, которого враги одолели в нечестном бою, но, погибнув, он так и остался стоять на ногах, сжимая в руках оружие, и к нему ещё долго после его смерти вражеские воины не решались подойти, чтобы удостовериться — «Жив ли, нет?».

Здесь надо отметить такой факт: Орки предателя Сарумана гораздо мощней и опасней заграничных мордоровских орков. Уруки — здоровые, крепкие ребята, без принципов. Все в коже и в цепях. Они мне тоже кого-то напоминают… А вот вооружение у них не фонтан. Так, ихние квадратные палаши с зубом по эффективности так же наверно соотносятся с классическими мечами людей и эльфов, как малонадежный американский автомат М-16 — с популярным советским АК. Боромира погрузили в лодку и отправили по течению — такова была процедура захоронения, и времени было мало. Над поверженным Боромиром, лежащим в лодке, соратники пели прощальную песнь и довольно длинную. Но создатели фильма песнь показывать не стали, а всё прощание скомкали. Оно и понятно, ведь Арагорн сотоварищи пели бы наверняка «Союз Нерушимый…», как это и было принято у воинов, а многих зрителей из противоположного лагеря это сильно бы покоробило. Отряд разделился, и первый фильм на этом закончился.

«Ты вместе с героем, и страха нет!
В беде не оставишь его ни за что!
Но вот в кинозале зажегся свет,
В кино — ты герой, ну а в жизни кто?!!»
(Песня из кинофильма «Приключения Петрова и Васечкина»)

В кино ты всецело на стороне справедливости. А в жизни? Спрятался от происходящего в фантастические романы, в сражения на деревянных мечах, в любимые RPG. Ещё бы! Да, в реальности действуют силы, по сравнению с которыми Мордор — детский сад, да реальные Урки на службе власти — страшнее и опаснее любых оркских Урукхаев и прочих нелюдей. Это в кино или в игре можно представлять, что ты герой и отчаянно машешь мечом. Устал? Нажми паузу и порядок. В жизни паузу не нажмешь. Поэтому — ну её, будь, что будет? Страна, в защиту которой миллионы наших людей сложили свои жизни, а среди них наверняка есть и твои предки, читатель, эта страна — разрушена и расчленена. Над миром встаёт новый хозяин, такой же светлый, как Гитлер или Саурон. Угроза, как и в мифах, пришла с Востока — из-за Тихого океана. Страны, подпавшие под власть нового властелина, нищают, истощаются, народы их погрязают в разрухе, кризисах и болезнях. Это же в полной мере ждет и всех нас, если мы не перестанем махать, зажмурив глаза, деревянными мечами, и не обернемся к реальности. Посмотри вокруг! Некогда мощные обители науки и техники разрушены и оставлены. Посмотрите, что стало с легендарным, некогда цветущим Байконуром. То, что вы увидите там сейчас ничем не лучше поданной нам в сгущенных красках Мории. Мы вымираем! В фильме «Властелин Колец» был акцент на таком эпизоде: Фродо в разговоре с Галадриэлью говорит что-то типа: «Почему я? Я же такой маленький, слабый!» На что она ему отвечает: «Порою судьба мира зависит именно от слабых и маленьких людей». И не важно, кто ты — эльф-интеллигент, гном-работяга или хоббит-неформал, выращивающий на своем участке знаменитый хоббитский табак (Это незаконно, Сейчас же всё сожги!) — настала пора подумать о своей Родине, о своем народе. Включайся в борьбу, делай то, что ты лучше всего умеешь. Умеешь писать — пиши, умеешь рисовать — рисуй, общителен — агитируй, умеешь сражаться — твое время придет. И главное объединяйтесь! По клеточке, по песчиночке, мы сложимся в огромную силу или иначе погибнем, как индейцы. Да, сегодня у нас нет Гэндальфов, а они нам очень бы не помешали, зато у нас масса Саруманов и Назгулов — вождей, претерпевших под воздействием колец и палантиров «профессиональную деформацию» и услужливо действующих на благо и по планам властелина Нового Мордора. Да, против нас встанут сейчас ещё те Барлоги и Тролли, ещё немного, и противопоставить им нам будет нечего, т.к. оружие, выкованное нашими отцами и дедами, рассыплется в пыль. Да, у нашего нынешнего врага все руки в кольцах. Но именно поэтому мы и должны сейчас подняться и открыть глаза. На правду взглянуть трудно, дым едок, пепел мешает смотреть. Но зря что ли профессор в трудные военные годы писал свою сказку, зря что ли наши предки давили орков в бетонных бункерах и глубоких промерзших окопах? Зря эта книжка была не один раз переведена на твой язык? Вспомни русскую пословицу-поговорку: «Сказка — ложь, да в ней намек!» Проведи параллели.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)
Request Method: GET
Remote Address: 3.128.204.140
Remote Port: 60108
Query String: item=020225


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )