Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Жбанков Максим, Федорченко Андрей — Белорусская газета, 25.3.2002
Спасибо за статью, spv!

Хоббит Фродо, народный герой, или Субъективные заметки с примечаниями профессора Толкиена

Империя атакует! Диковинные создания — хоббиты, орки и гоблины — победно шествуют по городам и весям, заставляя местное население толпиться у дверей кинотеатров. Премьера фильма Питера Джексона «Властелин колец» все расставила по местам: на смену веку идеологий грядет век героических сказок. Где мои кольчуга и меч-кладенец? Добро пожаловать в средневековье! Теперь это зовется «фэнтэзи».

КЛИНКИ ПРОТИВ КОЛДОВСТВА

Невероятный успех киноэпоса о борьбе за Кольцо Всевластья — хороший повод поразмыслить над феноменом «фэнтэзи», или героической фантастики. Крестным отцом жанра принято считать американского литератора Роберта Говарда — создателя цикла историй о киммерийце Конане. Мускулистый варвар успешно крушил всевозможную нечисть и спасал нежных красоток из лап коварных магов. Все это выглядело, как адаптированные под американские вкусы похождения Ильи Муромца: в меру мужественно, в меру брутально, немного мистики, взятой непосредственно из «Тысячи и одной ночи». Несложная формула «мечи плюс магия» приятно обновила привычный ассортимент поп-культуры и позволила американцам, жителям молодой страны с короткой историей, почувствовать вкус далеких эпох. С одним небольшим уточнением — прошлое было придумано провинциальными мечтателями, а история в предложенном варианте вообще никогда не существовала.

Европейский вариант «фэнтэзи» сложился несколько позднее, к середине ХХ века, и заметно отличался от американского оригинала. Жителей Старого Света трудно было удивить рыцарскими романами и сагами о колдунах и ведьмах. Простаки читали бульварные детективы и дамские романы, богема играла в авангард, политики напряженно пытались понять: так ли страшны нацизм и сталинизм? В такой ситуации «фэнтэзи» превратилось в разновидность литературных размышлений о парадоксах истории и стало уделом преимущественно университетских профессоров. Два самых известных автора европейского «фэнтэзи» ≈ Клайв Стейплс Льюис, создатель «Хроник Нарнии», и Джон Роналд Руэл Толкиен, автор цикла о народце хоббитов, были энциклопедически образованными людьми и мастерами ученых споров.

Толкиен о фантазии: «Та совершенно особая радость, которая возникает при успешной Фантазии, хранит в себе отблески реальности или истины, стоящей выше Фантазии. Это не только «утешение» в печалях нашего мира — но и удовлетворительный ответ на вопрос «Это правда?» Да, правда, если вы хорошо построили свой маленький мир, это правда в этом мире».

ПИТЕР ДЖЕКСОН, ПРИРОЖДЕННЫЙ ОРК

Кажется странным, что трилогию Толкиена взялись перенести на экран спустя почти 50 лет после выхода первого тома. Однако все вполне закономерно и объяснимо. Главное достоинство текстов Толкиена (и одновременно главный недостаток) — в предельно четкой прописанности и безупречной системности «мира по Толкиену». Его Вселенная сконструирована с чисто профессорской эрудицией и последовательностью. И важнейший ее элемент — магия, или чары. Именно здесь причины позорного провала первой попытки переноса «Властелина колец» на экран. Полнометражный мультфильм вполне достойного режиссера Ральфа Бакши, сделанный в 1978г., превратил волшебный эпос в набор раскрашенных открыток. До «экранизации» чар кинотехнологии доросли лишь на пороге XXI века.

Но технологии — лишь одна из составляющих успеха. Не меньшее значение имеет фигура режиссера. Новозеландский маргинал Питер Джексон широко известен в узких кругах как автор арт-хулиганских лент «Живая мертвечина» и «Фильм в дурном вкусе». Начинал он с изготовления полупорнографических короткометражек, а внимание фестивальной публики привлек «Небесными созданиями» — трогательной историей девчачьей дружбы с убийством в финале. Его последняя работа «Страшилы» имела умеренный успех, в первую очередь благодаря фирменному джексоновскому чувству юмора.

Легко заметить, что Джексон — явно не из тузов голливудской колоды. Но именно поэтому он вполне подходит для работы с таким непростым материалом, как толкиеновские рыцарские сказания с философским подтекстом. А статус дебютанта в жанре «фэнтэзи» позволяет серьезному профессионалу Джексону смело играть материалом, не оглядываясь на существующие стандарты и шаблоны. Он умело справился с дорогостоящим проектом и явно вошел во вкус. «В следующей серии, — говорит режиссер, — я, возможно, покажусь на экране. Например, как орк, который погибает в бою».

Толкиен о творчестве: «Создатель одарил человека столь щедро, что люди могут решиться на такую догадку: Фантазией они помогают преумножению и украшению богатств окружающего мира. Все сказки могут когда-нибудь сбыться…»

СКАЗКИ С МОРАЛЬЮ

Скажем честно: нам трудно разделить восторги по поводу фильма Питера Джексона. Литературный вариант «Властелина колец» достаточно монотонен, перегружен подробностями и быстро надоедает. Киноверсия удивляет эффектами и… только. Но это не отменяет бесспорного факта: во всем мире масса людей одержима историями Толкиена. Именно эти люди уже сегодня сделали фильм Джексона кассовым чемпионом. Что же движет миллионами «толкиенутых»?

Прежде всего отметим очевидное: человечество не может жить без волшебных сказок. Истории о чудесном во все времена развлекали, просвещали и поучали. Именно так внедрялись в наивное сознание модели поведения и мировоззренческие ориентиры. Кроме того, волшебная сказка — это прикладная мифология. Она помогает примириться с недружелюбным миром и обещает приз в конце странствия. Миф важен для того, кому неуютно в повседневной реальности. Нет, мы тоже любим Пелевина, Лавкрафта и Говарда. Но спросите себя: кто больше всего читает и смотрит «фэнтэзи»? Подростки, у которых все еще впереди и поэтому можно пофантазировать о будущем и прошлом. Утомленные бытом люди среднего возраста, для которых истории Сапковского, Сташеффа и Перумова — незаменимое лекарство от стресса. «Вечные мальчики», жители страны Небывалии. Те, кто безуспешно ищет ответа на свои вопросы. Это — идеальные студенты для профессора Толкиена. Учитель подберет изречение к случаю и раздаст роли. А благодарные ученики охотно сыграют в Средиземье.

Толкиен о прощаниях: «В момент Счастливой Развязки мы на миг обретаем видение, открывающее нам, что смысл прочитанного может быть глубже или значительнее: это может быть далекое эхо или отблеск Благой Вести, сверкнувшей в реальном мире».

«ГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА» фильмов в жанре фэнтэзи

1. «Лабиринт» (1986, реж. Джим Хенсон)

2. «Горец» (1986, реж. Рассел Мэлкэхи)

3. «Ведьмы» (1990, реж. Николас Роуг)

4. «Волшебник страны Оз» (1939, реж. Виктор Флеминг)

5. «Леди-ястреб» (1985, реж. Ричард Доннер)

6. «Конан-варвар» (1982, реж. Джон Милиус)

7. «Кощей Бессмертный» (1944, реж. Александр Роу)

8. «Экскалибур» (1981, реж. Джон Бурман)

9. «Легенда» (1985, реж. Ридли Скотт)

10. «Бесконечная история» (1984, реж. Вольфганг Петерсен)

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: claudebot
Request Method: GET
Remote Address: 18.206.76.45
Remote Port: 35698
Query String: item=020325a


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )