Сухарев А.В. Вопросы психологии, 23.4.2002 | ||
Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека
В исторической и этнологической науках, в культурологии большинство исследователей признают наличие стадиальности в развитии этнокультурных образований. В их развитии осуществляется последовательный переход от синкретического язычески-природного мировоззрения и мироощущения к преобладанию монотеистического компонента и выраженному единству и определенности религиозно-этической концепции в обществе и, наконец, к просвещенному «цивилизованному» и «технологическому» мировоззрению. В психическом развитии человека можно выделить определенные стадии его отношения к этнокультурной и природной среде. Мы, в частности, выделяем три стадии: 1) сказочно-мифологическую, 2) религиозно-этическую и 3) технотронно-сциентистскую. С позиций этнофункционального подхода содержание и динамика этих стадий имеют определенные этнические функции. Условия возникновения этнофункционального психического дизонтогенеза могут проявляться, например, в том, что ребенок, родившийся в Подмосковье, в процессе воспитания был лишен сказочно-таинственных отношений с миром, и вместо Бабы-Яги, Снегурочки и русалок родители с раннего возраста обеспечили ему компьютер и «технотронно-цивилизованные» игрушки. В этом проявляется этнофункциональное нарушение последовательности стадий психического развития, которое можно интерпретировать в общем случае и как забегание вперед, и как возврат к филогенетически более ранним этапам. Данное представление о психике человека, в целом, соответствует идее Л. Леви-Брюля о сосуществовании различных исторических ментальных формаций в сознании современного человека. С точки зрения этнической функции этапов развития может также рассматриваться содержание обрядов и возраст инициации молодежи во взрослое состояние у различных народов и т.п. Во временном аспекте этнофункциональный смысл возврата в самосознание современного человека, например, различных анахронизмов в виде веяний моды в одежде, взглядах, привычках обнаруживается в рассогласованности этих проявлений с реальной этнокультурной средой. Это также имеет определенную связь с психическими расстройствами. В эволюционном масштабе, как отмечает Н.А. Корнетов, уже в трудах Ч. Дарвина, Г. Модели ставился вопрос: «Не могут ли психические заболевания. быть реликтом далекого прошлого, указывающего на родство, от которого человек почти удалился?». Понимание патологических процессов до известной степени как отражения пути, который организм прошел в процессе развития, является достаточно утвердившейся точкой зрения в науке. Можно наблюдать подчас, что вместо того, чтобы ребенку, родившемуся и живущему в Витебской области, читать белорусские сказки, родители воспитывают его исключительно на сказках и легендах североамериканских индейцев или фантазиях Дж. Толкиена; в этом проявляется этнофункциональное нарушение проработки содержания стадий онтогенеза. Интересно отметить, что именно шаманизм североамериканских индейцев и романы Дж. Толкиена породили в современной России (а также в странах Европы и в США) целые молодежные субкультуры, фактически оторванные от природной и этнокультурной реальности и полностью погруженные в «иной мир» соответствующих мировоззренческих и поведенческих стереотипов. В этих субкультурах, по нашим наблюдениям, индивиды подчас полностью перенимают образ мышления, быт, одежду, язык, верования, тип питания и другие признаки, соответствующие усвоенным ими взглядам. Такое широкое и углубленное усвоение иноэтничных субкультур стало возможно лишь в наше время, в конечном счете вследствие развития средств массовой информации и коммуникации. Они зачастую являются как раз тем, что Л.Н. Гумилев называл «антисистемами» по отношению к конкретной этнокультурной и природной среде, которые могут оказывать разрушающее воздействие как на психику и организм отдельного человека, так и на общество и даже ландшафт и климат в целом. Нарушение этнической идентичности человека (или этнофункциональное нарушение отношений к этническим признакам) является частным случаем этнофункционального психического дизонтогенеза. Этническая идентичность, в свою очередь, является одним из показателей психической зрелости человека, т.е. является общепсихологической характеристикой человека
CGIWrap Error: Execution of this script not permittedExecution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:
|
Цитата наугад | ||
Это и другие наблюдения прессы в «Подшивке Лэймара». |
© Хранители Арды-на-Куличках О Подшивке
Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )