Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Долин Антон — Газета, 25.12.2002
Спасибо за статью, Мария!

Два кольца, два конца, посредине √ две твердыни

«Властелин колец» в прошлом году по праву считался одним из главных фильмов сезона. Во-первых, его основному конкуренту, «Гарри Поттеру», пришлось ждать экранизации всего несколько лет, а не полвека. Во-вторых, «Властелин колец» собрал не только более четырехсот миллионов долларов в мировом прокате (как, впрочем, и «Гарри Поттер»), но и приличный урожай по «Оскарам», лидировав по числу номинаций (в отличие от «Гарри Поттера»). Теперь на очереди экранизация второй книги эпопеи-трилогии Толкиена — «Две крепости».

Новозеландский когда-то-авангардист, а теперь заправский конъюнктурщик Питер Джексон оказался в положении куда более трудном, чем, к примеру, постановщик «Гарри Поттера» Крис Коламбус. Рассматривать любой фильм о мальчике-волшебнике можно и как отдельное произведение, и как часть целого. О трех фильмах по мотивам трех частей эпического полотна Толкиена «Властелин колец» такого не скажешь. Демонстративное отсутствие финала в «Братстве кольца», кстати, отвратило от фильма Джексона многих киноманов, не являющихся поклонниками Толкиена. Увы, чтобы по достоинству оценить этот виртуозно выполненный фильм надо было любить кинематограф, знать первоисточник и быть готовым высидеть в зале три часа кряду. Возможно, «Гарри Поттер» с большей легкостью завоевал сердца многих зрителей по простейшей причине: полюбить одну трехчасовую сказку проще, чем две подряд.

Вторую из трех, среднюю, промежуточную часть снимать сложнее всего. В ней нет выигрышного зачина или впечатляющей кульминации √ одно сплошное развитие действия. Недавно в такой же ситуации оказался с «Атакой клонов» Джордж Лукас, и он-то вышел из положения с блеском… Не считая того факта, что как сценарист собственной трилогии он мог вертеть сюжетом как заблагорассудится, а у Джексона такой возможности нет: отойдешь далеко от текста √ толкиенисты на клочки разорвут.

Итак, хранитель кольца хоббит Фродо Бэггинс с верным оруженосцем Сэмом оказался в мрачных горах на подступах к темному царству Мордора. Братство кольца распалось, друзей Фродо, Пиппина и Мэрри, похитили кровожадные орки, а добрый волшебник Гэндальф трагически погиб. Не слишком-то весело. Особенно если учитывать, что хеппи-энда не ожидается √ до финала слишком далеко. Вникните в смысл заглавия: две крепости — это вовсе не твердыни Добра и Зла, а зажимающие Средиземье с двух сторон башни темных властелинов: Сарумана в Изенгарде и Саурона в Барад-Дуре. Говоря иными словами, «Две крепости» — самая запланированно мрачная часть трилогии Джексона.

Толкиен писал свою книгу весьма давно и о мнении публики не думал. Возможно, профессор даже не предполагал, насколько популярным станет со временем «Властелин колец». Поэтому рассчитал далеко не все √ тем более с точки зрения предполагаемой экранизации. Например, в его романе мало женщин, образы их бледны и невыразительны. Пришлось Джексону самому дописывать тему эльфийской красавицы Арвен, нареченной Арагорной, которую сыграла Лив Тайлер. И с неизбежностью линия эта оказалась самой неестественной в фильме. Еще более серьезные проблемы подстерегали Джексона в вопросах композиции. В книге Толкиена действие слишком долго раскачивается, и благодушный зачин в «Братстве кольца» режиссеру пришлось существенно сократить. Смотря в собственное будущее, Джексон проделал ту же операцию с финалом, занимающим у Толкиена добрую пару сотен страниц. Поэтому пришлось отрезать у «Двух крепостей» несколько выигрышных эпизодов, перенеся их в третий фильм. В результате, естественно, сами «Две крепости» оказались структурированы весьма слабо, в том числе они лишены выразительного финального ударения.

В книге, если помните, Саруман был изгнан из Изенгарда, после безуспешной попытки применить свою магию к воскресшему Гэндальфу: читателям было представлено впечатляющее соревнование волшебников. С другой стороны, Фродо попадал в лапы гигантской паучихи Шэлоб и вроде бы погибал. Толкиен гениально убивал, а потом оживлял Гэндальфа, а затем проделывал ту же операцию с отважным хоббитом. Джексон отказался и от одного, и от другого. «Две крепости» завершаются первой битвой за Средиземье и последними шагами путешествия Фродо. Это не точка, а размытое многоточие, как ни грустно признавать. Может, Джексон не захотел соревноваться с вечным врагом Коламбусом в конструировании компьютерных чудищ-пауков (в «Гарри Поттере и тайной комнате» последние весьма выразительны), но в результате пострадал весь фильм в целом.

Еще одна проблема «Двух крепостей» — герой. В центре «Братства кольца» были задумчивый колдун Гэндальф и трепетный хоббит-интеллигент Фродо. Во втором фильме Фродо появляется куда реже, а Гэндальф мелькает и вовсе изредка. После гибели витязя Боромира (Шон Бин) на авансцену вышел будущий король Арагорн (Вигго Мортенсен) √ актер, к сожалению, посредственных качеств и сомнительной харизмы. Он очень старается быть значительным и величественным, но получается это у него не слишком убедительно. Джексон верен себе √ он продолжает выбирать на роли героев-людей нарочито невзрачных артистов: кавалериста Эомера играет некто Карл Урбан, его красотку сестру Эовин √ некто Миранда Отто, а принца Фарамира √ некто Дэвид Уэнхем.

Встретишь человека с такой внешностью на улице √ право, не узнаешь. А встретишь в подобном фильме, со шлемом на голове — так тем более, даже в полицейском участке не опознаешь. Чуть исправляет положение вещей отличный артист Брэд Дуриф в роли второстепенного злодея Гримы, но его на экране слишком мало.

Зато с прочими гуманоидными видами Джексону на сей раз повезло. Например, юный Орландо Блум в роли эльфа Леголаса и опытный Джон Райс-Дэвис в роли гнома Гимли просто радуют глаз. А настоящим открытием и событием «Двух крепостей» стоит признать полностью компьютерного (созданного при помощи британского актера Энди Серкинса) Голлума √ настолько жалкого и пугающего, что вспоминаешь почти буквально описания из книги Толкиена. Здесь Джексон выиграл партию у Коламбуса, у которого аналогичный трюк с компьютерным существом Добби не удался. Вполне способны впечатлить и «пастухи деревьев» Онты, для создания которых Джексон, видимо, привлек все ресурсы своей недюжинной фантазии.

Итог необычен: в целом «Две крепости» оставляют довольно удручающее впечатление (удручающее не так, как задумывал режиссер), но после их просмотра определенно хочется поскорее посмотреть третью, заключительную часть. Почему-то возникает уверенность, что в ней задача будет выполнена до конца и опус Толкиена наконец-то получит достойное воплощение на экране.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)
Request Method: GET
Remote Address: 3.149.239.110
Remote Port: 28768
Query String: item=021225


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )