Щербак-Жуков Андрей Книжное обозрение (Москва), 27.1.2003 Спасибо за статью, Остогер! | ||
Вторая крепость ТолкинаТрудно избавиться от стойкого убеждения, что, будь то книга или фильм, но вторая часть почти никогда не бывает лучше первой. Однако в полной мере это касаются только сиквелов продолжений, написанных спустя какое-то время. Тут же совсем другая история: сам Джон Рональд Руэл Толкин неоднократно подчеркивал, что «Властелин Колец» вовсе не трилогия, а единый и неделимый роман, для удобства издателей искусственно порубленный на три приблизительно равные части. Вероятно, по этой самой причине фильм «Две крепости» опровергает вышеупомянутое утверждение смотрится лучше и вызывает меньше споров, чем «Братство Кольца». Во-первых, сам фильм сделан с невероятным старанием. Известен факт: режиссер Питер Джексон уже посреди монтажного периода вдруг вернул всю свою группу в Новую Зеландию для досъемок. Во-вторых, есть целый ряд объективных причин второму фильму быть лучше первого. «Братство Кольца» в свое время вызвало целый ряд недовольных возгласов, в равной степени и законных, и бессмысленных: «Ну, какие же это эльфы! Ну, какой же это Арагорн!» Это и неудивительно героев сказочного эпоса каждый представляет себе по-своему. Ко второму фильму несогласие сменяется внутренним примирением и вроде эльфы уже ничего, а Арагорн так просто лучше не придумаешь. Привычка великое дело! Да и сам по себе второй том эпопеи предоставляет кинематографистам более выгодный материал, чем первый. В «Братстве Кольца» в общем-то практически линейный сюжет хоббит Фродо с Кольцом идет в Мордор, находя или теряя по пути друзей. В конце первой части «братство» распадается, теперь у всех свои дороги: в «Двух крепостях» развиваются три параллельных сюжета, и это действительно создает ощущение эпичности происходящего. Картина Средиземья проступает во всей полноте и объеме: Фродо вместе с Сэмом продолжает свой путь и встречается с прежним хозяином и одновременно рабом Кольца Голлумом, Арагорн с эльфом Леголасом и гномом Гимли помогают жителям Рохана отразить нападение посланных магом-предателем Саруманом злобных урукхаев, два других хоббита Мери и Пин попадают к разумным деревьям энтам и поднимают и их на общую борьбу
Массовые батальные сцены в картине находят замечательный контрапункт в точно найденных мелких деталях. Чего стоит один только рассказ Гимли о гномийских женщинах, которые мало отличаются от мужчин! Или его же падение с лошади, сопровожденное замечанием: «Ничего-ничего, гномы всегда так спешиваются!» Еще первый фильм убедительно продемонстрировал то, что лучше всего режиссеру удаются всевозможные уроды и монстры, во втором же эта способность возведена в ранг настоящего искусства
Роскошен и запредельно ужасен назгул, летящий верхом на драконе. Впечатляют похожие скорее не на волков, а на первобытных пещерных гиен варги, на которых скачут в бешеную» атаку орки. Смешанную гамму чувств от жалости до брезгливости вызывает уродец Голлум, полностью сделанный на компьютере. Кроме внешнего уродства, сценаристы наградили его еще и ярко выраженной шизофренией (а иначе почему же он обращается к себе на «вы»): постоянно меняясь в лице, он спорит сам с собой разными голосами! Причем первый из этих споров смонтирован режиссером методом «восьмерки» так, как обычно в кино монтируют диалоги двух людей. Эта маленькая профессиональная уловка незаметно, но безошибочно цепляет зрителя и заставляет на время подумать, что он видит дискуссию двух разных существ! Отдельного упоминания достойны энты. Эти нескладные огромные деревья, медленно и важно передвигающиеся на покрытых корою ногах, решительно атакуют башню Изенгарда, где прячется Саруман. Они ломают плотину и заливают низину водой
Но несколько раньше оркам удается поджечь одного из энтов, и вот теперь он совсем по-человечьи первым бросается в бушующую воду, чтобы потушить свою крону. Эта удивительная по своей точности деталь, по всей вероятности, также создана на компьютере! В целом же фильм демонстрирует удивительно органичный синтез реальных игровых сцен и персонажей с виртуальными компьютерными. Пожалуй, во всем фильме не сыскать эпизода, в котором не были бы задействованы цифровые спецэффекты. Приходится признать, что до Питера Джексона только Джордж Лукас так удачно использовал спецэффект для достижения своей художественной цели заставлять по-настоящему сопереживать «ненастоящим» персонажам.
CGIWrap Error: Execution of this script not permittedExecution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:
|
Цитата наугад | ||
Это и другие наблюдения прессы в «Подшивке Лэймара». |
© Хранители Арды-на-Куличках О Подшивке
Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )