Копейщиков Павел Новый Компаньон (Пермь), 28.1.2003 Спасибо за статью, Остогер! | ||
Гэндальф впереди, на белом коне!На большой экран вышел второй фильм эпопеи «Властелин колец» «Две крепости». Надеюсь, никому не обломаю предвкушений, если сразу сообщу, что в предыдущей серии Гэндальфа убили, да не до конца. Во всяком случае, в премьерный день зал «Кристалла» заполняли молодые люди самого толкинутого возраста, а уж они-то знают, чем закончилась огненная дуэль волшебника с Барлогом. Надо сказать, предварительное знакомство с книгой все-таки необходимо, чтобы разобраться в мелькании сюжетных ответвлений, идентифицировать внезапно возникающих новых персонажей и воспринять смысл отплытия эльфийских кораблей в Валинор. Обычно успех экранизации подогревает интерес к первоисточнику, и для тех, кто посмотрел разрекламированный блокбастер, книжные издательства оперативно тиражируют роман-исходник. В случае с «Властелином колец» все получается наоборот. Многочисленные российские переиздания Толкина слабо рассасываются с книжных прилавков, потому что зритель, прежде не состоявшийся как читатель книги о Средиземье, попросту не сумеет «въехать» ни в основной «мессидж» произведения, ни в его многочисленные символические и аллегорические обертоны. А создатели фильма, надо отдать им должное, старались максимально следовать тексту, если и не подробно разработать, но хотя бы обозначить важнейшие семантические слои весьма многопланового романа. Да еще сохранить эпический дух, позволить себе длинноты вертолетных съемок новозеландских гор и долин с тем, чтобы экономии времени ради, тут же опрокинуться в суматошный ритм клипового монтажа, в невнятную скороговорку. Уважение к культовому тексту оксфордского профессора, таким образом, вступает в непреодолимое противоречие с хронометражем. Даже встречу Фродо с паучихой Шелоб пришлось перенести в следующую серию. Того и гляди, из романной трилогии, в конце концов, получится кинотетралогия по меньшей мере. Результат: неофитам в кинематографическом Средиземье достается только роль потребителя привычных постановочных роскошеств, батальных сцен, а также компьютерной графики. Но и с этим джентльменским набором не все ладно. Думается, амбициозные блокбастеры вроде экранизации Толкина должны подкрепляться прорывными, революционными технологиями в сфере спецэффектов. Пока этого нет, приходится делать ставку на фантазию художников, которые должны спроектировать доселе невиданные фантастические образы, создать новые, специфически «фэнтезийные» художественные стили. А это, надо сказать, труднейшая задача. Отчасти она поддалась разве что команде Джона Милиуса, снимавшей «Конана-варвара»
Художники «Двух крепостей» честно пытались выработать особенный стиль и для архитектуры Гондора, и для доспехов воинов Рохана, и для магического «хайтека» Мордора, но мало в этом преуспели. К тому же заимствованные в Византии купольные базилики, романская тяжеловесность и эклектичное соединение готики с индустриализмом эпохи паровых машин предъявляются в спешке и вскользь, нет возможности обстоятельно в них всмотреться и воспринять как необходимое пусть и фоновое звено в общей эстетике фильма. Со страшилищами вообще приключилась незадача. Орки все как один напоминают нашего Георгия Милляра в его злодейских гримах. Энты будто списаны с камнеедок «Бесконечной истории», а кинематика их движений с ходячих танков «Возвращения джедая». Есть в этой угрюмой компании реплики predator'ов, вампиров и прочих отработанных жмыхов американского кинохоррора. Горлум почему-то напоминает Пиноккио из последней экранизации Карло Коллоди. К тому же с этим персонажем создатели фильма поступили наиболее вольно, не по-толкиновски. Читатели романа знают, что Горлум говорит о себе во множественном числе «мы». Это дало повод экранизаторам устроить сеанс старого доброго психоанализа, но хрестоматийная иллюстрация фрейдистского противоборства двух «альтер эго» вызывает только досадливые смешки. Драматизм батальных сцен достигается исключительно монтажом: похоже, режиссер пустил съемки махаловок на самотек, даже не пытаясь строить мизансцены именно в расчете на последующий спасительный монтаж. В результате хаос в кадре царит неописуемый. Главный плюс: Гэндальф, хоть его фигуру теперь и облекает неземное мессианское сияние, сохранил свою симпатичную простецкую физиономию. Сразу видно, что этот дедуля никогда не баловался «Дон Периньоном», а всегда предпочитал демократичный вискарь, да отнюдь не в гомеопатических дозах. За то его все прочие персонажи и любят, что свой в доску, а не за последовательность в борьбе за идеалы добра, гуманизма и либеральных свобод. Кстати, скопление НАТОвцев возле Ирака, которое совпало с выходом на экран «Двух крепостей», совершенно сместило акценты в политической страте «Властелина колец». «Откуда исходит угроза миру?» По Толкину, с юго-востока. Смотришь на Сарумана, манифестирующего Новый Мировой Орднунг, на высокотехнологизированные мобильные бригады орков, варгов и урукхаев и ощущаешь всю прелесть наступившей эпохи монополярного Мордора.
CGIWrap Error: Execution of this script not permittedExecution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:
|
Цитата наугад | ||
Это и другие наблюдения прессы в «Подшивке Лэймара». |
© Хранители Арды-на-Куличках О Подшивке
Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )