Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Селиванова Анна — Культура (Москва), 21.8.2003
Спасибо за статью, Dgared и В.Рожков!

Младший научный заклинатель дождей

Заповедник гоблинов в подмосковных лесах

Следуя указаниям Мастера, мы перемещались по полигону с большой осторожностью. Имея лишь приблизительное представление о дислокации сторон, мы брели по лесу наугад, пока не наткнулись на небольшой лагерь гунганов, охраняемый деревянной катапультой. Внезапно из зарослей орешника появился шаман. Как оказалось, он пришел по делу: «Вот, копье сломал, нужно скотчем обмотать», — обратился он к оружейнику. Эх, с досадой подумала я, всю магию своим скотчем испортил. Что ж, самое время раскрыть карты…

Игры, в которые играют люди

Этот странный эпизод описан в качестве иллюстрации к ролевой игре «Набу до начала времен», прошедшей в минувшие выходные в одном из подмосковных лесов. Театрализованное действо имитировало фантастический мир, придуманный создателями киноэпопеи «Звездные войны», а его участники активно вживались в роли джедаев, гунганов, переселенцев и так далее. Думаю, о том, что в России есть люди, предающиеся подобным забавам, всякий что-нибудь да слышал. Чаще всего в сознании обывателя ролевые игры связываются с почитателями творчества Толкина, хотя на самом деле ролевое движение представлено в нашей стране целым спектром форм и направлений и активно развивается. Так что о нем интересно говорить как об образце современной субкультуры и, если брать шире, как о феномене, активно трансформирующемся под влиянием социокультурной ситуации.

Собственно сюжетные игры, моделирующие некую условную реальность, появились в России довольно давно. Во всяком случае, задолго до того, как страна узнала Толкина. Достаточно вспомнить, например, военно-патриотическую игру «Зарница», через которую прошло не одно поколение пионеров. Многие помнят, как это было: юные ленинцы одевались в военную форму, вооружались деревянными автоматами и вывозились на природу, где и разворачивались «боевые» действия. В отличие от нынешних игр участие в «Зарнице» не всегда было добровольным. Кто-то с увлечением прыгал в окопы, захватывал боевое знамя, а кто-то страдал и томился, ожидая, когда нелепое мероприятие закончится. Более интересными и разнообразными были коммунарские игры, проводимые, скажем, в середине 80-х годов московской организацией «Рассвет». Сценарий этих игр, как правило, имел отношение к истории или литературе и предполагал импровизацию, имевшую цель научить детей принимать решения и самостоятельно ориентироваться в сложной и противоречивой обстановке, быстро принимать правильные решения.

Среди охотников до игр на свежем воздухе было немало и вполне зрелых людей, интересующихся, например, военно-исторической реконструкцией. Они ежегодно съезжались со всех концов страны в Бородино или на Куликово поле. Однако исход этих сражений был предрешен, поэтому возможность импровизировать и влиять на события у их участников была не больше, чем у театральных актеров. Пожалуй, главную роль в зарождении ролевого движения сыграли клубы любителей фантастики (КЛФ), которые в начале 80-х годов стали регулярно собираться на легендарный фестиваль «Аэлита». Вот тут-то масла в огонь и подлил «Властелин колец». Мир Толкина мгновенно пленил ролевиков, и на свет родились «Хоббитские игрища», собирающие сотни эльфов, гоблинов, магов и прочих обитателей Средиземья. Через некоторое время появились и новые сюжеты, имеющие отношение к фэнтези, а также к средневековой истории. На игровых полигонах возводились башни и крепостные стены, а участники облачались в рыцарские доспехи и учились обращаться с холодным оружием.

Таким образом, в 90-е годы ролевое движение постепенно переориентировалось на медиевистику, обратив свой взор из будущего в возможное прошлое. Такой поворот событий отчасти можно объяснить тем, что к концу ХХ века вера в то, что научно-технический прогресс приведет нас в райские кущи, значительно ослабла, сменившись тоской по минувшему золотому веку. С другой стороны, сыграла свою роль культурная парадигма постмодернизма, заразившая интеллектуалов вирусом «игры в бисер» и признавшая актуальность любых исторических реалий. Наконец, и сами российские реалии 90-х годов способствовали тому, что число желающих переместиться за границы действительности росло. Современное ролевое движение в значительной степени опирается на фэнтези, но в нем появляются и другие сюжеты: от «Гарри Поттера» до «Мастера и Маргариты» и японского Средневековья…

Люди, которые играют в игры

Теперь пришла пора вернуться к нашим шаманам. Ошибается тот, кто думает, что под маской гоблинов и рыцарей короля Артура скрываются маргиналы с неустойчивой психикой. Так, в доверительной беседе выяснилось, что заклинатель дождей из племени гунганов в свободное от игрищ время трудится в Институте полимерных материалов в качестве младшего научного сотрудника. Ролевыми играми увлекается третий год и принадлежит к числу игроков, для которых вопрос «кем быть», как, впрочем, и сценарий, не принципиален. Такие участники кочуют из игры в игру, примеряя на себя то эльфийский плащ, то рыцарские доспехи, то костюм джедая. Однако не все участники необычных развлечений столь всеядны. Некоторые, как актеры комедии дель арте, годами играют одну роль, совершенствуясь и вживаясь в своего персонажа, другие совершают перевоплощения, но в рамках одной и той же игры.

Относятся к игре и ведут себя на ней люди очень по-разному. Кто-то с упоением сражается, плетет интриги, завоевывает земли, почти забывая об условности происходящего, кто-то сохраняет чувство реальности и здоровый скептицизм. Цель участия в игре у каждого также своя. Одни ценят возможность общения с близкими по духу сверстниками, другие получают удовольствие от перевоплощения, третьи просто наслаждаются природой. Возраст большинства ролевиков — от 18 до 30 лет. С одинаковым азартом по лесам бегают студенты, историки, лингвисты, менеджеры, компьютерщики, рекламные агенты, домохозяйки… Здесь ценятся не профессиональные успехи, а увлеченность, сообразительность, благородство и боевые навыки. Игроки с большим стажем нередко становятся Мастерами, то есть теми, кто придумывает и координирует игру. Ими замышляется интрига предстоящего действа, готовятся личностные «загрузки» — список ролей с характеристиками персонажей и намечается необходимый инвентарь.

«На подготовку игры может уйти целый год, — рассказывает Екатерина, Мастер «Набу до начала времен». — Надо тщательно все продумать, списаться с людьми, выбрать место. В общем, мороки много, но мне все это нравится. Может быть, я в детстве недоиграла, и мне до сих пор интересно затевать что-то, придумывать свой мир». На энтузиазме таких вот «недоигравших» людей и держится ролевое движение, по сути своей некоммерческое. Правда, есть люди, которые и здесь находят возможность заработать, хотя удается им это с трудом. Организационный взнос для участников «Набу» составил 50 рублей. Это, скорее, минимум, но больше тысячи рублей планка не поднимается, так что студенту такое развлечение хотя бы раз в год вполне по карману.

Изображать или быть?

Исследователи ролевого движения часто говорят о нем как о форме эскапизма. И это в некоторой степени справедливо, поскольку участие в игре действительно продиктовано желанием выйти из реального мира. Но именно выйти — не убежать от действительности, а лишь ненадолго ее покинуть. В этом отношении ролевики, в каком-то смысле пришли на смену хиппи, чья субкультура предполагала эскапизм не в качестве лекарства, которое надо употреблять время от времени, а как образ жизни. Участники же ролевых игр не слишком склонны не только к социальному, но и внутреннему протесту против действительности. Избрав столь необычное хобби, они не сжигают мосты, а только компенсируют недостаток событийности, риска, творчества, эксперимента и общения. Наверное, поэтому современное ролевое движение постепенно втягивает социально успешных, благополучных людей с высоким уровнем дохода, занимающих неплохие позиции в обществе. Им скучно и хочется встряски.

Однако порой, попав на слишком благодатную почву, зерна ролевых игр дают патологические всходы. Такие случаи сами ролевики называют «заигрыванием». Многим, например, известна история, произошедшая в одном из европейских университетов, где преподаватели и студенты поголовно были включены в подобное действо. Увлечение стало для них настолько серьезным, что дошло до «политически» выгодных браков, заключавшихся не в игровом, а в реальном социуме. В России сегодня ролевое движение живет и развивается. Его психотерапевтические возможности еще не исчерпаны и до конца не изучены. Надо полагать, недалек тот час, когда и у нас, как на благополучном Западе, появятся фирмы, предлагающие «игровые услуги» тем, кто готов платить за восторг, радость победы и дефицитный в нашем скучном мире адреналин.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)
Request Method: GET
Remote Address: 3.149.230.44
Remote Port: 40682
Query String: item=030821


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )