Абаулин Дмитрий Российская газета (Москва), 19.11.2004 | ||
Съезд победивших хоббитовСимфония «Властелин колец» в Кремле 17 и 18 ноября в Государственном Кремлевском дворце звучала музыка эльфов и хоббитов. Композитор Говард Шор представил свое сочинение, навеянное многотомным эпосом Джона Роналда Руэла Толкиена «Властелин колец». В реализации масштабного проекта приняли участие Национальный филармонический оркестр России, хор Академии хорового искусства под управлением В. Попова и популярная норвежская певица Сиссел Беркебю. Дирижировал концертом сам автор чуть неуклюже, совершенно по-композиторски, но с законной гордостью победителя. Шор адаптировал для концертного шоу свою музыку к кинотрилогии о Братстве кольца, снятой новозеландским режиссером Питером Джексоном. В желании автора дать вторую жизнь своей киномузыке нет ничего удивительного вспомним хотя бы нередко звучащего в филармонических концертах прокофьевского «Александра Невского». Вот и профессиональный композитор Говард Шор, написавший за свою многолетнюю карьеру саундтреки к почти всем лентам своего соотечественника Дэвида Кроненберга и таким известным голливудским картинам, как «Молчание ягнят», «Банды Нью-Йорка», «Эд Вуд» и «Филадельфия», собрал за музыку к толкиеновской трилогии три «Оскара», две «Грэмми» и кучу призов поменьше и в полном соответствии с правилами военных кампаний и бизнеса не стал останавливаться на достигнутом. Произведение канадского маэстро не без претензии озаглавлено Симфония «Властелин колец». По продолжительности звучания оно значительно превосходит Девятую симфонию Бетховена, а по количеству артистов на сцене способно конкурировать с Восьмой симфонией Малера. Однако требования классического симфонизма (всякое там сонатное аллегро, интродукции, разработки и репризы) автора волновали мало. На самом деле Говард Шор написал исполинскую программную сюиту. Каждая из ее частей соотносится с каким-то фрагментом книг Толкиена. «Плач по Гэндальфу», «Прощание с Лориэном», «Приручение Смеагола», «Вперед, Эорлинги!», «Белое Древо» вот заголовки лишь некоторых эпизодов. Проследить сюжетные и образные параллели был призван видеоряд. Зрелище неожиданно оказалось достаточно изысканным, больше похожим на книгу, чем на фильм. Раму огромной картины заполняли проекции рисунков Алана Ли и Джона Хоува иллюстраторов произведений Толкиена, работавших вместе с режиссером над образной структурой фильма. В основном это были черно-белые изображения, часто простые наброски, какие-то чертежи и планы. Лишь изредка мелькали известные персонажи «Кольца». В то же время хор и оркестр то погружались в сумрак, то освещались в соответствии с детально разработанной световой партитурой. Три часа, на которые растянулось представление, прошли почти незаметно. Музыка Шора достаточно выразительна для того, чтобы публика не скучала, хотя и не содержит особых откровений ни в мелодике, ни в оркестровке (тревожные моменты передаются ритмом барабана, идиллические напевы играет флейта). Ощутимо украсила концерт появившаяся во втором отделении Сиссел. Начав с заоблачно-небесного вокала, она порой переходила на интимный полушепот и закончила вечер эффектным номером Into the West, ставшим своеобразным гимном нового поколения толкиеновской аудитории. Сага Толкиена прошла обычный для наших дней путь. Сначала это было что-то вроде тайного знания, когда лишь немногие из читателей переведенного на русский язык «Хоббита» слышали о существовании эпического продолжения сказки. Затем, с выходом полного перевода, «Властелин колец» стал интеллектуальной модой и породил действующие до сих пор стихийные формирования орков и эльфов. Попав в орбиту масс-культуры, миф обрел многочисленных новых поклонников и неминуемо потерял что-то сущностное. Наверное, именно поэтому сидевший рядом со мной круглоголовый юноша смущенно прятал свои поросшие бурой шерстью ноги под мягкое, слишком мягкое кресло бывшего Дворца съездов.
CGIWrap Error: Execution of this script not permittedExecution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:
|
Цитата наугад | ||
Это и другие наблюдения прессы в «Подшивке Лэймара». |
© Хранители Арды-на-Куличках О Подшивке
Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )