Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Кошелев С.  — Комсомолец, Челябинск, №142-144, 28.11.1987
Спасибо за статью, Остогер!

«ВЕЛИКОЕ СКАЗАНИЕ» ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Англоязычная фантастика может похвастаться многими громкими именами. После всемирного успеха произведений Г. Уэллса широко прославились и англичане Дж. Уиндем, Дж. Боллард, и американцы А. Азимов, Р. Брэдбери, Р. Шекли и многие другие. Но в изданной пocлe войны фантастике на английском языке не было более знаменитого имени, чем имя оксфордского профессора Джона Роналда Руэла Толкина (в наших изданиях его обычно не совсем верно называют Толкиеном). Умерший в 1973 году писатель выпустил совсем немного книг, нo каждая заняла свое место в большой, настоящей литературе. А главная книга Толкина, трилогия «Властелин Колец», завоевала поистине редкостную популярность и любовь читателей. Она переведена на все основные (и не только основные) языки, а тиражи ее достигли астрономических цифр. Ее читают, по выражению одного из критиков, «дети и академики, хиппи и домохозяйки». Студенты — бунтари 60-х провозгласили ее своей библией. В ряде стран созданы многочисленные клубы любителей Толкина, вот уже лет двадцать пять в США выходит посвященный ему журнал…

А вот знакомство нашего читателя с творчеством английского фантаста, можно сказать, еще лишь начинается. Две небольшие журнальные публикации, сказочная повесть «Хоббит», вышедшая в конце 70-х дa первый том «Властелина Колец», опубликованный в 1982 году под названием «Хранители» и сокращенный при этом почти на треть, — это пока все. Правда, начиная с будущего года, издательство «Радуга» намеревается печатать полный перевод «Властелина» — по одному тому в год. Что ж, лучше поздно…

«Властелин Колец» был опубликован в начале пятидесятых, а создавался значительно раньше, примерно с 1937 по 1947 год, преимущественно в годы войны. А что мы видим в книге? Сюжет разворачивается в несуществующей стране Средиземье в небывалые времена. Действуют наряду с людьми всяческие фантастические существа: чародеи, гномы, эльфы, тролли, придуманные Толкином хоббиты. Цель героя — уничтожить волшебное Кольцо, обладающее злой властью над живыми существами. Писатель не раз резко отвергал мнение о прямой иносказательности своей книги, однако значит ли это, что «Властелин Колец» никакого отношения к современности не имеет?

Напротив, погружаясь в историю борьбы за Кольцо Всевластья, читатель постоянно чувствует, что для него поднятые в книге проблемы близки и важны, может быть, впервые осознает, насколько они современны. Ведь милитаризм, неограниченная власть, технократия, экологический кризис — совсем не сказочные проблемы, а именно они образуют вo «Властелине Колец» сложный идейный комплекс.

Непросто разобраться в сегодняшнем мире, ведь жизнь так усложнилась, столько вокруг не до конца понятного, что тo и дело задаешься вопросом: «Кто с нами? Кто прoтив нас?» Философские принципы в книге обретают телесную форму, ясно определенные добро и зло учат безошибочно отличать их друг от друга.

Вот Кольцо Всевластия — центральный образ романа. Давно уже отмечено, что всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Магическое Кольцо не только безмерно увеличивает мощь и власть своего владельца, нo и делает его своим рабом. Оно внушает маниакальную страсть к себе, постепенно уничтожает материальную природу человека. Всех основных персонажей романа автор проводит чeрeз искушение властью, и лишь самые сильные из них способны добровольно отвергнуть ее.

Но, наверное, главный урок «Властелина Колец» заключается в том, кaк раскрывается в книге проблема современного героизма и нравственной ответственности человека за пути истории.

Трудна задача, стоящая пeрeд героем романа — хоббитом Фродо Торбинсом. Он должен доставить Кольцо Всевластья в мрачную страну зла Мордор. И уничтожить его в пламени огнедышащей горы. И никогда бы ему не исполнить этого, если бы не был Фродо человечен, не понимал бы своего несовершенства и несовершенства своих спутников и не любил бы их.

Решая свою задачу, герои осознают ее кaк часть «вечного сказания» человеческой истории, в котором меняются участники, нo само сказание нескончаемо. У каждого, будь он человек или хоббит, есть своя история, «свое сказание». Оно маленькое и неинтересное, если не включено в «великое сказание, не имеющее конца», — в вечную борьбу человечности и жестокости, свободы и тирании, света и тьмы. Много раз герои сказаний могли повернуть назад, по не повернули. А если бы повернули, вряд ли кто-нибудь помнил их имена. Легенды и песни слагают только о тех, кто шел вперед.

Третий Век Средиземья передает эстафету четвертому, Веку человека, — нашей исторической эпохе. Но «великие сказания» не прерываются с переходом от века к веку. И зло еще сильно и деятельно. Иди вперед, куда зовет долг, пусть, может быть, не всегда к счастливому лично для тебя концу, — призывает читателя Толкин. В этом один из важнейших уроков «Властелина Колец».

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: Mozilla/5.0 AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko; compatible; ClaudeBot/1.0; +claudebot@anthropic.com)
Request Method: GET
Remote Address: 3.145.154.70
Remote Port: 24597
Query String: item=871128


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )