Бережной С.В. Нева (Санкт-Петербург), 1.4.1995 Спасибо за статью, Остогер! | ||
Рецензия на книгу: Перумов Н.Д. Кольцо тьмы, т. 1-2. СПб, 1993Одна из наиболее коммерчески успешных отечественных фантастических книг 1993-1994 годов написана как «свободное продолжение» классической фэнтезийной эпопеи Джона Толкина «Властелин колец». Эксперимент не то чтобы новый (продолжения «Властелина колец» и пародии на него на Западе дело чуть ли не традиционное), но результаты его удивительно наглядны. Первое. На сегодняшний день, насколько я знаю, ни на одном языке мира не написано ни одного продолжения «Властелина
», которое можно поставить в один ряд с двухтомным opus magnum Перумова. Поэтому коммерческий успех, выпавший на долю этой книги в России, вполне объясним у нее фактически не было конкурентов (сама трилогия Толкина не в счет). Второе. Грандиозный неуспех книги Перумова именно у ярых приверженцев Толкина обусловлен, скорее, не художественным уровнем книги, а «излишней самостоятельностью» автора. По сути, Перумов написал роман, действие которого происходит не в толкиновском Средиземье (хотя он и сохранил многие имена, названия, реалии), а в мире достаточно самостоятельном. Главное отличие мира Перумова от мира Толкина в эстетических основаниях их существования. Толкин создавал мир возвышенной этичности Перумов этику привязал к «средневековому» антуражу. Как следствие, мифологическая эстетика «Властелина колец» была замещена эстетикой исторического романа. Создалась занятная коллизия. Читатель, знакомый с трилогией Толкина, берет в руки роман Перумова и немедленно сталкивается с различием эстетических установок. Он должен принять совершенно новые правила игры. Однако с какой стати? думает читатель, которого правила, по коим играл Толкин, вполне устраивали. И откладывает книгу, не оправдавшую его ожидания. Читатель же, который не вникает в тонкости различия эстетик, вполне удовлетворяется совпадением географик и реалий и воспринимает роман Перумова именно и только как продолжение эпопеи Толкина. При этом мимо его сознания проходит все оригинальное, что создал автор
Перумов попал в заколдованный круг. Его роман может быть воспринят более-менее адекватно только читателем, который никогда не брал в руки «Властелина колец». Но это вступает в противоречие с самой концепцией «вольного продолжения», и попытка играть на контрапунктах (у меня вот так, а у Толкина было совсем иначе) в этом случае не удается. Видимо, ошибочной была уже основная концепция, на которой и был построен роман. Любое преобразование мира Толкина суть создание нового мира через отрицание Средиземья в более или менее существенной части его
И использовать при этом атрибутику Толкина просто незачем (да и вредно, как показал эксперимент). Тем не менее совершенно ясно, что в отечественной фантастике появился автор, способный профессионально делать бестселлеры. То есть придавать литературному процессу не только художественную, но и коммерческую динамику.
CGIWrap Error: Execution of this script not permittedExecution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:
|
Цитата наугад | ||
Это и другие наблюдения прессы в «Подшивке Лэймара». |
© Хранители Арды-на-Куличках О Подшивке
Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )