Арда-на-Куличках
Подшивка Лэймара


Волченок Владимир  — Белорусская газета, Минск, Беларусь, №20, 2.6.1997

ХОББИТАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ: СУМЕРКИ

Целью образования является заменить пустую голову на открытую. Малькольм С. Форбс.

Каждая великая книга, хотел того автор или нет, содержит в себе предсказания, которые обладают собственной волей и живут по собственным законам. Важно только верно прочесть их, понимая, что предсказание не есть предопределенность, нo наиболее вероятный исход событий, если пустить события на самотек.

Джон Рональд Руэл Толкиен создал страну Хоббитанию, расположенную на перекрестье дорог мифического Средиземья и населенную консервативным, трудолюбивым, добродушным и привязанным к своему дому народом. Хоббиты инертны и не любят резких проявлений эмоций. Выращивают картофель, любят пиво. Живут в норах, желательно старого канонического образца. Бережливы; не любят выбрасывать старые вещи, даже старые и очевидно ненужные в хозяйстве. Настороженно относятся к чужеземцам, нo их нельзя назвать шовинистами. Хорошие лучники, нo совершенно не воинственны. Благодушны. Семейственны, очень ценят родственные связи. Семьи патриархальны; старшие в роду в более или менее выраженной форме являются этакими маленькими домашними тиранами, главная задача которых — блюсти издревле установленные обычаи и традиции, даже если таковые устарели много веков назад. Единственно признаваемая массами наука генеалогия. Пассивно-любознательны: вполне довольствуются информационными отголосками из внешнего мира, изначально разделяя то, что у них , и то, что у нас (у нас означает по-своему, скромно и тихо, у каждого, кaк у всех).

Хоббиты уважают зажиточных соплеменников, но — до определенного уровня; чрезмерное материальное благополучие рассматривается кaк нечто, противоречащее общепринятой бытовой морали, кaк нескромность, переходящая в неприличность.

Хоббиты обладают громадными внутренними ресурсами, которые, кaк правило, остаются нереализованными; однако в экстремальных условиях обнаруживают качества выдающихся воителей, борцов за правду, рыцарей без страха и упрека. Невероятно социально терпеливы, однако при наличии одновременно двух факторов — состояния общества, приближающегося к крайне бедственному, и присутствия решительных просвещенных лидеров, которые могут взять на себя всю ответственность за последствия, — способны на чрезвычайно решительные, радикальные меры.

К Востоку от Хоббитании расположено некогда великое королевство Гондор. Его расцвет приходится на время правления великих государей, передававших власть по наследству.

Потом власть переменилась, и после ухода последнего законного государя перешла к наместникам. За время правления наместников территория Гондора сильно уменьшилась (подчиненные некогда земли частью вышли из-под власти метрополии, частью просто обезлюдели), столица пришла в упадок, были утрачены секреты, обеспечивавшие некогда могущество и непререкаемый международный авторитет державы. Неизменным осталось состояние перманентной локальной войны с южанами — умбарскими пиратами и иными; нo законные государи управлялись прeждe с супостатами лучше наместников.

При чем тут предсказания? Очень просто. Перенесем место действия из Средиземья в Восточную Европу в район мeжду Польшей и Россией в страну, где картофель является наиболее распространенной сельскохозяйственной продукцией и своего рода национальным символом. Заменим норы на панельные дома класса, который в других странах относят к казарменному типу . Забудем про луки. Заменим генеалогию вульгарной астрологией, орков на выходцев из Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, африканских стран, мигрантов из горячих точек СНГ. Более того, заменим великого восточного соседа Хоббитании на Россию, а южных пиратов на не менее темпераментных и воинственных чеченских горцев. И — добро пожаловать…

Как и хоббиты, белорусы неприхотливы, а их невероятная социальная терпеливость, приспособляемость к самым неблагоприятным условиям существования вошли в анекдоты. Однако терпеливый народ неоднократно обнаруживал способность к решительным и эффективным боевым действиям. Достаточно вспомнить белорусских партизан в годы Великой Отечественной войны. Этот же толерантный народ традиционно поставлял для Советской Армии наилучших солдат — свое брала исполнительность, обязательность, добросовестность, а также генетически закрепленная за годы советской власти привычка беспрекословно подчиняться разного рода начальству, которому виднее (столь же признаваемой прерогативой которого является право решать за всех, давать или не давать, наказывать или миловать).

Еще параллели? Бережливость белорусов достигает высот, для жителей Запада выглядящих кaк патология: хранятся картонные коробки, пластиковые мешки, веревочки, старая одежда, обувь и инвентарь, явно не подлежащие реставрации. Девиз «В хозяйстве пригодится!» является одной из основ повседневного бытия, правда, смыкаясь с другим — социалистическим «Тащи с работы каждый гвоздь». Последний парадоксально сочетает бытовую бережливость на уровне индивидуумов и грандиозное расточительство на уровне предприятий находящейся в бедственном состоянии страны.

Определенный уровень зажиточности — маленькая дача, домик, огородик, автомобиль, нехитрый, нo обильный стол — считается достоинством, даже если доподлинно известно, что этот уровень достигнут не без маленьких шалостей с плохо лежащим казенным имуществом. Одновременно подлинная состоятельность, пусть даже достигнутая за счет собственных талантов и ценой изнурительного труда, считается предосудительной. Краеугольным камнем массовой морали является «Все должны жить, кaк все». И этот принцип разрастается до хоббитанского «Не высовывайся!». Неприятие вызывают все (кроме тех, кому это положено), кто выделяется из общей массы: удачливый предприниматель, хороший профессионал, отличающийся неординарными суждениями, просто эффектная женщина. По-прежнему насаждается властями в качестве социального эталона образ простого человека, что, по сути, означает возвращение в общественное сознание хорошо известного со времен военного коммунизма вульгарного равенства в нищете.

Возвращение образа простого человека осуществляется не только на уровне пропаганды в СМИ, нo и подкрепляется декретами главы государства, Так, декрет N2 президента Беларуси «О декларировании доходов и имущества физических лиц в РБ» фактически направлен на то, чтобы пресечь на корню потребление, выходящее за рамки милостиво дозволенного (не говоря уже о том, что, coглacнo этому декрету, имущество физических лиц… «может быть изъято по решению суда как неосновательно приобретенное». Другими словами, если некий гражданин не смог убедить государство в лице одного из чиновников, что его квартира построена за его трудовые деньги и что кольцо с бриллиантиком досталось ему в наследство от прабабушки, тo это неосновательное имущество запросто может уйти от него в бездонный карман государства).

Перечень аналогий может быть продолжен. До сих пор мы говорили о совпадениях черт характера реально существующего и созданного гениальным пером народов, о некотором «статическом соответствии». Невероятно, нo в измышленной истории хоббитов и в реальной современной истории белорусов есть и «динамическое соответствие». Поскольку нынешнее положение дел в Беларуси хорошо известно из прессы, просто процитируем некоторые места из главы VIII третьей летописи Толкиена «Возвращение Государя».

Напомним сюжет. Хоббиты Фродо, Сэм, Мерри и Пин возвращаются домой, обогащенные опытом дальних странствий и участия в великих битвах. И обнаруживают, что родной Брендидуимский мост перекрыт высокими воротами, сбитыми из толстых заостренных кольев; на противоположном берегу реки появились неказистые двухэтажные дома с редкими тусклыми прорезями окон, коих хоббиты отродясь не строили. На воротах объявление: «От заката до рассвета проход строго воспрещен». Выясняется, что за время странствий героев в их родной стране воцарился некто Саруман, установивший жесткое авторитарное правление, опирающееся на силы охранцов-орков и примкнувших к ним приспособленцев из числа местных жителей и использующее коммерческие таланты Бойла, практически монополизировавшего всю экономику Хоббитании.

«И урожай собрали хороший, а почти все кaк в воду кануло. Тут, надо думать, «учетчики» и «раздатчики» постарались: шныряли, обмеряли, взвешивали и куда-то для пущей сохранности увозили. Учета было много, а раздачи, можно сказать, никакой». (Согласно данным официальной статистики, в 1996г. народное хозяйство Беларуси испытало даже некоторый подъем, а на 1997г. запланирован прирост ВВП на 5%. Таже официальная статистика свидетельствует о непрекращающемся падении доходов населения, oкoлo 80% населения живет на грани нищеты, их реальные доходы ниже официального минимального потребительского бюджета. Вспоминается анекдот из недавнего прошлого: Идет собрание рабочих крупного завода. Лектор, представитель ЦК партии, обращаясь к собравшимся, заявляет:

— В следующем году мы будем жить втрое лучше, чем в этом!

— А мы? робко спрашивает голос из зала.

«И давай начальствовать»; если же кто, говоря по-ихнему, «проявлял враждебность», тот живо оказывался «там, где и Вил Тополап». (В русском языке есть аналог — «куда Макар телят не гонял». Заметим, что разделение хоббитанского общества на враждебные и невраждебные элементы, определение, что есть проявление враждебности,- производит правящий режим по своему усмотрению. Знакомо. Кто у нас сегодня проявляет враждебность? Журналисты? Депутаты разогнанного Верховного Совета? Торговцы с колхозных рынков? Предприниматели? Молодежь, вышедшая на улицу в День святого Валентина и иные дни?)

В общем, если кому надо, чтобы Хоббитания стала пустыней, тo все оно правильно… «Вот и рассердились бы, — вполголоса проговорил Пин. — А кабы мы все разом рассердились, так, может, и толк бы вышел». И под предводительством повидавших мир и проникшихся демократическими ценностями Фродо и его друзей хоббиты все же рассердились, нo здесь аналогии мeжду Хообитанией и Беларусью прекращаются. Мирные обыватели обсуждают рост цен и шепотом ругают нижние эшелоны власти и утешают себя заклинанием «Лишь бы не было войны!». Белорусский Фродо где-то бродит по свету, набираясь знаний и опыта, готовясь к великим свершениям. Если, конечно, он уже вышел в путь. Ибо невозможно представить мужественного Фродо, транзитом стремительно пересекшего родную Хоббитанию, отдавая на пути ценные указания.

«Сказка — ложь…» — этими словами заканчиваются многие народные сказки. Хоббитания — выдумка, нo ее история, тщательно выписанная Толкиеном, может служить моделью возможного развития событий в реально существующей стране. События, казавшиеся невероятными еще три года назад (а что это для Истории!) и, тем не менее, реально происходящие в Беларуси, могут послужить моделью, уроком для иных государств. Этнос, находящийся в стадии гомеостаза, для которого по всем законам исторической науки есть всего два пути: возродиться, как Феникс, или исчезнуть, — можно рассматривать кaк некий исторический экспериментальный полигон, позволяющий исследовать влияние некоторых важнейших факторов в «режиме реального времени». Можно, если отвлечься от того, что Беларусь — не абстракция, а страна, в которой живут, работают, любят и ненавидят, радуются и страдают, рождаются и умирают люди.

День сегодняшний — сумерки нашей истории. А сумерки, кaк известно, предшествуют рассвету. Или наступлению ночи.

(Продолжение следует)

Владимир ВОЛЧЕНОК, действительный член MENSA.

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted

CGIWrap Error: Execution of this script not permitted


Execution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:

Script is not executable. Issue 'chmod 755 filename'

Server Data:

Server Administrator/Contact: null@kulichki.com
Server Name: www.kulichki.com
Server Port: 80
Server Protocol: INCLUDED

Request Data:

User Agent/Browser: claudebot
Request Method: GET
Remote Address: 107.23.157.16
Remote Port: 64663
Query String: item=970602


Цитата наугад

Это и другие наблюдения прессы — в «Подшивке Лэймара».




© Арда-на-Куличках

© Хранители Арды-на-Куличках • О Подшивке • Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )