Горшкова Анна
Алфавит, Москва, №24, 25.6.1999
| ||
«ТОЛКИНУТЫЕ» РЫЦАРИ ДЕРЕВЯННОГО МЕЧА
Любить и преклоняться мы умеем лучше, чем понимать
Рыцари деревянного меча
Легче всего покрутить пальцем у виска. Глянуть в метро на их сине-зеленые
плащи и самопальные оккультные феньки и тихонько покрутить пальцем у виска. А
еще можно полистать фэнтези и в очередной раз обнаружить, что что-то важное в
жизни опять прошло мимо. И позавидовать этим хоббитам-переросткам, у которых
на один прекрасный мир больше, чем у всех. А заодно и пожалеть, что от избытка
чувств они увели «феномен Толкина» в России в такие крайности, из-за которых мало кто разглядел в толкинизме цельное явление молодежной
субкультуры.
В России «Хоббит» появился в 76-м, и тут же самая продвинутая часть молодежи
потянулась к остальному толкинскому наследию, старательно, со словарем
осваивая английские тексты. А в конце 80-х начале 90-х творчество Толкина
выплеснулось в молодежную среду и в переводах. Толкинисты разделились на две
категории. Одни воспринимали Средиземье кaк миф и интересовались им с
историко-философской точки зрения, другие немедленно открыли в нем «дивный
новый мир», за что были награждены прозвищем «толкинутых». Мир Толкина
настолько хорошо разработан, что в него захотелось поиграть. В 90-м состоялись
первые Хоббитские Игры ХИ, на которых oкoлo сотни поклонников фэнтези
попытались разыграть действо в лицах на местности. Затея себя оправдала. В
течение трех последующих лет толкинисты разбились на команды и готовились к
очередным ХИ. Часто это были просто компании неформалов «на отдыхе». Каждая
команда быстро создавала собственный имидж. Начал активно развиваться
толкинистский квазифольклор: стихи, баллады, песни, посвященные каким-то моментам
повествования.
В 1992 году в Нескучном саду в Москве возникла большая постоянная тусовка
«эльфов», известная кaк «Эгладор». Постепенно «эльфятник» вобрал в себя прочую
толкинистскую молодежь. К 1994 году толкинутые по количеству стали заметно
преобладать над толкинистами-исследователями. Игры проводились уже как
собственно игры, мало кто всерьез занимался анализом творчества Профессора.
Зато внешний вид игроков стал обрастать соответствующими атрибутами.
Институтские власти перестали терпеть под своей крышей увешанных гитарами и
деревянными мечами людей в плащах, когда лекторы стали получать в ответ на
свои преподавательские претензии заявления типа «Как смеешь ты, смертный, так
разговаривать с высокорожденным эльфом? «, и тусовка окончательно
переместилась в сад. В это же время толкинизм безнадежно заразился
«дивностью». То ли к увлечению Толкином примешался бум интереса к эзотерике;
то ли движение переполнилось хиппующими неформалами, сменившими проповеди
любви и свободы на романтику деревянных мечей. Так или иначе, ищущие в Толкине
убежища от окружающего мира заигрались настолько, что грань мeжду игрой и
реальностью у них стала стираться. Болезненное культивирование в себе
легендарных героев приводило к тому, что людей пocлe игрищ «возвращала из
образа» группа психологов. Одна двадцатилетняя девушка вообразила себя
эльфийским богатырем настолько, что у нее серьзно нарушился менструальный
цикл. Другие ударились в «эльфийскую магию», вызывая своих астральных
прототипов чeрeз спиритический сеанс по мотивам хрестоматийного Палюса. Третьи
искали выход в решающую «магическую игру», чтобы исправить ситуацию в
Средиземье, связанном с нашим миром мистическими узами. Среди них было немало
людей с нездоровой психикой и других, жаждущих наркотического забытья в
придуманном ими мире. Выстроилась система, в которой отклонения принимаются за
достоинства. Психованность и истеричность считаются признаком высокой
эльфийской натуры или магического таланта. «Дивные», не желающие различать
виртуальный и настоящий миры, безраздельно потакающие своим «глюкам», часто становились попросту социально
опасными.
И в 1993-1994 гг. «золотой век» российского толкинизма подошел к концу.
Нескучный сад все больше напоминает развлекающееся «войнушкой» неформальное
сборище. Зато ролевое движение и клубы фехтования стали более
профессиональными и зажили самостоятельной жизнью. Но это уже совсем другая
история.
CGIWrap Error: Execution of this script not permittedExecution of (/home/tolkien/public_html/cgi-bin/opinions.cgi) is not permitted for the following reason:
|
Цитата наугад | ||
Это и другие наблюдения прессы в «Подшивке Лэймара». |
© Хранители Арды-на-Куличках О Подшивке
Хранитель: Лэймар (хранительская страничка, e-mail: )