|
| |
Середина 1999 года
Про праведников
Но должен заметить, что про Василия материал достаточно у нас известный.
Благодаря, конечно, Алиллуевой. Но не только.
Феномен человеческой культуры ( за исключением постоянного массового
внутривидового убийства) заключается в том, что искусству не интересны
праведники.
Мне даже не приходит в голову никаких примеров классического и
широкоизвестного жизнеописания праведников.
Разве что у моралиста Толстого "Война и мир". Да и то праведность этого
произведения весьма относительна - какая может быть праведность, если в
самом названии первое слово "Война"?
Искусство интересуют стрррасти. Ррррок. Ррревность. Ррразбойники.
Ррразгром. Ррраскольников. Ррреволюции. Пиррраты и аватюррристы.
Ррромантика и пррриключения. И дррругие безобррразия.
Возьмем, например, сказки. Что нам известно про благообразных старших
сыновей? Ничего! Всю жизнь на поле пахали. Скучно. Зато Иван-дурак вечно
ввязывается в свои дурацкие авантюрные истории и тем самым служит
воспитательным примером для многих поколений русского люда.
Или самые безобидные "Повести Белкина".
Героиня "Метели" кидается в авантюру тайного замужества, другая
авантюристка переодевается крестьянкой и заводит шашни с соседским барином.
Правда, она почти ничем не рискует, разве что молодой и нетепеливый барин
устроит ей неожиданное удовольствие, освященное правом первой ночи. Но при
пуританстве девятнадцатого века это могло быть достаточно крупным
проигрышем, и читатели того времени понимали это лучше нас.
Или голубые и розовые комедии Шекспира (голубые и розовые не в современном
смысле сексуальной ориентации, а в старинном смысле - веселенькие и
благополучные). Везде главные герои - авантюристы: они терпят
кораблекрушения, переодеваются в мужскую (девушки) или женскую (безбородые
юнцы) одежду, интригуют, выкручиваются, стрррадают - и тем самым спасают
любой благочестивый сюжет.
То есть делают благочестивость читабельной, смотрибельной и в конце концов
продавабельной.
А что праведники? "Утром на работу, вечером с работы. Скукота. А ты - вор.
Украл, напился - в тюрьму. Украл, напился - в тюрьму! Ррромантика."
То же - и Яков с Василием.
Яков просто вынужден быть в тени. Потому что - не авантюрист, а трудяга.
Потому что Василий - авантюрист и хулиган.
Неизвестно, понимал ли (в смысле формулировал ли это словами) Сталин, и тем
более дочь его, но просто от века (от обезьян, то есть) воспитание человека
таково, что он описывает, воспевает, любит - в конце концов - не серенького
и обычного работника, а яркого, неожиданного и непредсказуемого жулика.
Единицы скакунов холят и лелеют, и ставят им памятники, а десятки тысяч
рабочих лошадок гоняют до одурения, а потом пускают на колбасу.
Се ля вуха такая.
Васька у меня как часть общей композиции. Там подбор документов,
который довольно долго пришлось готовить, ибо из огромного массива
нужно было отобрать. Кроме того, задействовал ряд других изданий -
Рыбина, Аллилуева и пр. А так, конечно, то, что Васька пил, был посажен и
умер в Казани - известно.
Знал я сына Васьки, он давно умер в молодом возрасте. Тяжелая
наследственность (зачат в пьяном виде), так это чувствовалось и при его
жизни. Одутловатый такой был молодой человек, несколько апатичный. Не
жилец.
Назад
Обложка
Вперед
Реклама в Интернет
|