Реклама

Na pervuyu stranicu
K Oglavleniu Odinokoi Bashni
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Айренар. Слово крестоносца.

Как забавно все повторяется! Я заглянул на старые страницы "Светотени", далеко назад, на год. И нашел там дискуссию господина Уффы с неким Бывшим Толкиенистом - о том же самом, о нолдор, крестоносцах и Константинополе.

И поэтому я, крестоносец, решил тоже сказать слово.

Я считаю, что все спорящие несколько не правы.

Господин Уффа цитирует страницы, описывающие жестокость крестоносцев, их вероломство, живописующие разграбление Иерусалима и Константинополя, и отказывает Крестовым Походам в малейшем оправдании, видя движущую силу их только в политике и экономике Европы.

Ольга, наоборот, оправдывает крестоносцев во всех их деяниях ради красоты и героизма, ради веры.

Бывший Толкиенист, сознавая отчетливо всю жестокость Крестовых Походов, вероломство вождей и трагедию Византии, тем не менее видит и высокий порыв, и героизм, и подвиг во имя веры.

Кинн считает, что Крестовые походы исключительны в истории, как культурное явление, что они определили культуру целой эпохи Европы.

Два последних мнения мне наиболее близки.

Крестовые походы не ограничивались 12-14 веком и востоком Средиземноморья. Многим известны крестовые походы против альбигойцев и походы Тевтонского и Ливонского Орденов против литовцев и славян, кто-то упоминал даже крестовые походы испанских королей против мавров. Однако все было на самом деле и дольше, и сложнее - в "Истории крестовых походов" под редакцией Райли-Смита этому посвящена огромная глава, и когда я доберусь до своей библиотеки, я непременно процитирую оттуда обширные разделы :-)

Чем были Крестовые Походы для Европы? Отчасти образом жизни. В какой-то миг общество сдвинулось от одного толчка, плащи расцвели крестами, и множество людей устремилось на восток в поисках Иерусалима. Для нищих, поденщиков, бродячих подмастерий и клириков-вагантов Иерусалим был землей обетованной, текущей медом и млеком в прямом смысле этих слов. Там был рай земной, и они были уверены, что стоит туда дойти, как все сделается хорошо. Для простецов - горожан, солдат, крестьян, рыцарей, клириков - Иерусалим был землей обетованной, освобождение которой от неверных и язычников даст благоденствие и благословение всему христианскому миру. Для взыскующих Иерусалим был землей обетованной, где они обретут утоление духовной жажды. Для князей и графов, для политиков и власть имущих Иерусалим был новым королевством, которое следует правильно устроить. И так они пошли...

И здесь крестоносцы пошли двумя дорогами. Одна, широкая и торная, была дорогой, которой ходят все. Дорога крови, дорога войны, интриги, погромов, захвата земель, устроения собственного владения. Та, которая вызывает до сих пор сильные эмоции господина Уффы. Другая была узкой и тернистой, тропой плача, путем духа, восхождением на Кармель и паломничеством ко Гробу Господню. Дорога обретения старых святынь и рождения новых ценностей.

Мир Европы раскрылся, как расколотое яйцо, и Европа осознала себя целым, как Европа.

Бывший Толкиенист прав - жестокость крестоносцев, равно как и их противников-сарацин, была на уровне "нормального средневекового зверства". Ужасы взятия города были одинаковы что в Италии, что в Германии, что на Руси, что в Болгарии, что в Палестине. По чести сказать, крестоносцам было еще далеко до изощренной жестокости византийских императоров, которые могли приказать ослепить пленных болгар, и на каждые сто слепцов оставить одного одноглазого, отрубить всем пленным правую руку - и так далее.

Ближний Восток снова превратился в котел народов и культур. Как во времена Александра Македонского и диадохов, рождались государства и империи. Как на западе Европы, в Испании, так и на востоке, в Палестине и Малой Азии, сошлись христианство, иудаизм и ислам. Но если христианство Испании было монолитно, то на Востоке сошлись интересы Византии, Армении - и латинян.

Жизнь и устройство латинских королевств - отдельная тема, скажу лишь, что они были терпимей и многообразней, чем многие европейские. Франки возделывали землю, женились на сарацинках, перенимали чужие обычаи и делились своими. Как пошла бы история, если бы латинские королевства устояли? Если бы Балдуина Иерусалимского не поразила проказа, если бы Рене де Шатийона достал курдский клинок, если бы Ричард Английский был столь же блистателен в политике и стратегии, как в битве? Ф.Успенский сожалеет о том, что не сложилось союза между Византией и крестоносцами. Сожалею и я. Иной, менее кровавой, была бы история.

Византия пала в свой черед, как любая империя. Европа устремилась на Запад, через океан. А на Восток пришли турки.

Дольше всех продолжался поход мальтийских рыцарей, наследников иоаннитов и тамплиеров - и Ла-Валлетта держалась долго, как будто не наступили времена Просвещения и революций, а поход продолжался, осененный мальтийским крестом.

Ольга, напрасно вы хотите утвердить крест над святой Софией. В реку нельзя войти дважды, минувшее не возвращается, даже если вернуться в Иерусалим и пройти той же дорогой к Храму Гроба Господня. С вершины лестницы, ведущей к Стене Плача, виден сияющий купол Аль-Аксы, а налево, под аркой - улочка, по которой можно пройти к Гробу Господню. У подножия Кармеля соседствуют гробница Илии, кармелитский монастырь и утопающий в садах храм Бахаи.

И что бы ни говорил Уффа о крестоносцах, я горжусь тем, что на моем плаще - крест, алый, как роза Иоланты. Разграбление Константинополя не отменит восхождения на Кармель.

"Сеньеры, нас Господь зовет..."


Обсуждение - в гостиной Одинокой Башни.

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов